146783 Инвестиционный кран для нацхолдингов и их "дочек" вот-вот прикрутят. П... Политика

Правительство предлагает своим подопечным умерить аппетиты

Инвестиционный кран для нацхолдингов и их "дочек" вот-вот прикрутят. Правительство Казахстана в рамках концепции формирования и использования средств Нацфонда предложило ограничить их займы. Многие эксперты поддерживают эту инициативу, хотя и опасаются, что коррупционные факторы могут значительно подорвать прозрачность механизма распределения квот.

Правительство предлагает своим подопечным умерить аппетиты
Пятитысячные купюры тенге.

В проекте концепции формирования и использования средств Нацфонда, одобренном правительством в минувший вторник, предложено ограничить заимствования нацхолдингов, национальных управляющих холдингов и их дочерних компаний. Соответствующие показатели и ограничения, по словам министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой, будут определены правительством дополнительно после одобрения концепции главой государства.Между тем, как отмечает в беседе с "&" экономист Канат Берентаев, суммарный объем квот, выделяемых на развитие экономики, должен зависеть от распределения средств Нацфонда (НФ) на стабилизационную, накопительную и инвестиционную части. "Стабилизационная часть НФ по указанию Президента становится фиксированной величиной – не более $8 млрд, неснижаемый остаток средств составляет по новой концепции 20% ВВП, а по замыслу активы Нацфонда предполагается довести до $90 млрд, или 30% ВВП, – поясняет эксперт. – Соответственно, оставшаяся часть средств НФ может быть направлена на финансирование инвестиционных проектов". Так, абсолютный размер квот, как говорит г-н Берентаев, – это переменная величина, которая будет зависеть от поступлений средств в Нацфонд, его инвестиционного дохода и прироста активов НФ.Главным критерием при распределении инвестиций Нацфонда президент Института развития Казахстана Магбат Спанов называет эффективность, противопоставляя этот фактор призрачным перспективам. "Основной принцип в распределении средств между заемщиками – то, какой доход реально приносят вложенные деньги, – поясняет "&" свою точку зрения эксперт. – И чем выше здесь будет конкуренция, тем лучше, потому что это стимулирует компании лучше работать и представлять свои проекты".Советник по политическим вопросам программы "Прозрачность государственных финансов" Фонда "Сорос-Казахстан" Жанибек Хасан добавляет к этому списку требований прозрачность и подотчетность управления средствами. Именно это, по его мнению, позволит положительно повлиять на текущую ситуацию в сфере государственных финансов, в частности при формировании, управлении и использовании средств Нацфонда.Некоторые эксперты, однако, видят здесь обратную сторону медали. Так, по мнению г-на Берентаева, в такой конкурентной борьбе за ограниченные средства велика вероятность закулисных интриг. "Решение об использовании средств Нацфонда принимает Президент, но подготовка предложений ведется узким кругом лиц", – объясняет экономист. Снизить действие коррупционных факторов и повысить прозрачность этого механизма, по его мнению, возможно путем включения движения средств НФ и нацкомпаний в сводный бюджет страны, который должен утверждаться парламентом. Кроме того, по словам г-на Хасана, значительно повысить эффективность использования средств государственной "копилки" может также законодательное закрепление статуса Нацфонда и усиление роли Счетного комитета. Между тем сейчас, по данным собеседника, в соответствии с "Индексом открытости бюджета", который охватывает 85 стран, Казахстан имеет всего 34% из 100.Впрочем, несмотря на возможность нечестной игры, г-н Хасан положительно оценивает подобные ограничительные меры. "Ограничение займов квазигосударственного сектора из Нацфонда и других дополнительных трансфертов в бюджет даст возможность национальным компаниям жить по средствам и работать более эффективно, не полагаясь на дополнительные финансовые "инъекции" со стороны государства", – аргументирует собеседник.При этом он подчеркивает, что использовать деньги Нацфонда для финансирования нацхолдингов вообще не всегда оправданно. Так, по его мнению, кредитовать нацкомпании, работающие в сфере добывающих секторов, нерационально, так как это не ведет к диверсификации экономики и аккумулирует финансово-экономические риски для страны. Целесообразным же, по словам г-на Хасана, является кредитование компаний сельскохозяйственного, перерабатывающего и инновационного секторов.Г-н Берентаев между тем придерживается по этому вопросу более категоричной точки зрения. Экономист считает, что прямое кредитование нацкомпаний и тем более их дочерних организаций из средств Нацфонда непрагматично. "Целью НФ не является поддержка отдельных компаний, тем более частных или смешанных, – говорит г-н Берентаев. – Средства Нацфонда должны быть направлены на инвестирование крупных проектов национального масштаба, развитие жизнеобеспечивающих отраслей и отраслей социальной инфраструктуры, формирующих человеческий капитал". Механизм такого инвестирования, добавил эксперт, можно разработать в достаточно сжатые сроки. "Он должен быть прозрачным, а принятые решения должны утверждаться парламентом при рассмотрении проекта бюджета и индикативного плана, – рассуждает эксперт. – И в рамках такой системы необходимо рассматривать только те проекты, которые отвечают приоритетам долгосрочной стратегии, подкреплены финансовыми, материальными и другими ресурсами". Стоит отметить, что, по мнению директора центра экономического анализа "Ракурс" Ораза Жандосова, бенефициарами этих вкладов должны быть не только нацхолдинги, но и частные компании, а принципы распределения средств между всеми заемщиками должны базироваться на конкурсной основе.Некоторые эксперты, однако, считают такой вариант развития событий маловероятным. "Сейчас наблюдается тенденция к национализации и усилению роли государства во многих секторах, – говорит г-н Спанов. – Конечно, можно было бы выделять деньги частным компаниям, но проблема заключается в том, что государство не доверяет частному бизнесу, и это взаимно. Если государство выделяет деньги, то только под очень большие проценты, чем, кстати, и пользуются нацкомпании. Бывает, что инвестиционные деньги они просто вкладывают в депозиты, не успевая их осваивать". В этом отношении ограничение заимствований нацхолдингами средств из Нацфонда г-н Спанов называет оптимальным решением, считая, что нацкомпании "должны уметь зарабатывать деньги, а не сидеть на шее государства".

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .