KZ
"Для вас это слишком дорого": каков сервис в Казахстане и других странах ЦА

"Для вас это слишком дорого": каков сервис в Казахстане и других странах ЦА

Расcказать Вконтакте

В странах-выходцах из СССР до сих пор в ходу знаменитый советский сервис. «Руками не трогать», «не нравится – не покупай» или «для вас это слишком дорого» - фразы, которые знакомы большинству жителей стран Центральной Азии. Такое отношение к потребителям сохранилось, конечно, не повсеместно, но все же оно есть. «Открытая Азия онлайн» сравнила сервис в странах ЦА и пришла к мнению, что мы не слишком отличаемся друг от друга.

Казахстан – страна контрастов. Здесь можно увидеть как дикое бескультурье, так и сервис высочайшего класса. Все зависит от места действия и от суммы – по ресторанному счету или в магазинном чеке.

Но если не впадать в крайности, а вывести среднее, то обслуживание в Казахстане – это смесь гостеприимства, желания заработать тут и сразу, нежелания перетрудиться и собственных представлений о том, что такое сервис.

В сфере торговли вести себя с клиентом, кажется, более или менее научились. И подскажут, и подберут, и дадут потрогать, понюхать, померить. Но проколы все-таки случаются. Чаще, чем хотелось бы. Причем вне зависимости от класса магазина.

Не слишком разодетых девушек, зашедших в luxury-бутик, консультанты с наметанным глазом могут развернуть фразой: «Вы знаете, у нас очень дорого».

"А действительно 200 тысяч тенге (около $600, – прим. ОА) за кофточку не многовато ли?" – ответит какая-нибудь бойкая барышня.

"А не нравится, не покупайте. У нас элитные бренды", – скорее всего, ответит казахстанская продавщица.

Но в этом случае можно пожаловаться администратору и не слишком вежливую сотрудницу, возможно, лишат «процентов». Большинство держится за работу, поэтому в бутиках, как правило, вежливы.

Но вот что делать с торговками на барахолке, не знает никто. Мер воздействия на них у покупателей нет.

"Мы такие размеры не завозим. У вас слишком большой размер, он не пользуется спросом. Руками не трогайте! Сколько можно спрашивать, вы брать будете?" – это самое безобидное, что можно услышать на знаменитых местных вещевых рынках.

В супермаркетах переклеивают этикетки, когда сроки годности подходят к концу. В мясных лавках, бывает, обвешивают.

Это, конечно, случается и в маленьких продуктовых магазинчиках «у дома» – после развала Союза практически в каждой жилом многоквартирном доме первые этажи переделали под коммерческие цели. И в каждом теперь есть продуктовый магазин, а то и два.

И в них все эти проколы по сервису тоже случаются. И все равно казахстанцы их очень любят. Потому что там дают… в долг. До зарплаты, например.

Один дедушка, много лет живущий в Европе, приехал в Алматы понянчить внуков. И был шокирован, когда продавец в таком «дукене» (у нее не оказалось сдачи с пяти тысяч тенге) сказала:

"Вы же из 15 квартиры? Я вас по детям узнала. Не волнуйтесь, я запишу. Потом отдадите".

"Вот это уровень доверия к клиенту!"– восхитился бывший алматинец.

Общепит – это отдельная история. В нашей стране можно найти и настоящее фуа-гра, и сосиски в тесте с сальмонеллезом. У каждого казахстанца в запасе несколько баек на тему «а когда мы сидели там-то»…

А еще официанты часто путают заказы: пришли двое, один попросил бефстроганов с пюре, другой – бифштекс с рисом, а может получиться так, что котлету подадут с пюре, а бефстроганов – с рисом. Есть места, где официанта не дождешься и не дозовешься.

Можно привести еще множество примеров, но самый показательный – недавний случай. Одна крупная и известная компания по доставке букетов, видимо, набрала на 8 марта непосильное количество заказов. В итоге цветы доставляли не те, невовремя или не доставляли совсем.

Разъяренные мужчины пытались дозвониться в эту компанию и предъявить претензии: сначала им обещали, что букет вот-вот подвезут, потом предлагали заменить тюльпаны, скажем, на розы, а потом менеджеры и вовсе отключили телефоны. 9 марта в Казахстане только и делали, что обсуждали цветочный «сервис» в соцсетях.

Сильно отличается и обслуживание в разных регионах страны. По этому поводу есть масса шуток.

– Если ты выехал из мойки, а за тобой еще двести метров бежит мальчик и протирает лобовое стекло, - это Шымкент, детка.

– Если ты идешь в магазин со своим пакетом, потому что в магазине их либо нет, либо они платные, – это север Казахстана.

– Если тебе в кафе принесли тазик лагмана, - это «уйгурский» район Алматинской области.

– А если сервиса нет никакого и все – и клиенты, и персонал – недовольны, – это Астана. Хотя говорят, что в столице год от года сервис становится все лучше.

Таджикистан

Первое правило таджикского сервиса – лучше никогда не говорить о таджикском сервисе. В смысле, не говорить о том, что его фактически нет. Таджикистан позиционирует себя как гостеприимную страну, и, в общем-то, это так и есть, но распространяется это гостеприимство только на частные дома таджиков. Все, что находится за их пределами, – не в счет.

Официанты долго несут требуемое, а когда все же приносят, оно оказывается совсем не тем, что вы заказывали.

В столичном продуктовом магазине журналист хотела вернуть деньги за сыр с истекшим сроком годности. Продавщица позвала некоего парня, который, в свою очередь, позвал мужчину, раздраженно спросившего, зачем покупатель открыла упаковку, если сыр ей не нравится. Деньги все-таки вернули.

Водители маршрутных такси могут спокойно поменять маршрут без оповещения пассажиров. С такими или почти такими сценами в реальной жизни сталкиваются все таджикистанцы.

Впрочем, антипод у такого хамства в этой стране все-таки имеется, только он тоже своеобразен. Высоким уровнем сервиса могут стать отношения, больше похожие на семейные, ну или очень дружеские.

Водитель маршрутного такси может перехотеть добираться до конечного пункта своего маршрута, но предварительно пересадит вас на «маршрутку» своего коллеги; официант в районной «забегаловке» после вашего возмущения санитарными условиями санузла в заведении легко предложит вам сходить в туалет у него дома, если он поблизости.

В таких случаях предъявлять претензии становится даже неловко. Но эти чувства для таджикистанцев; приезжих такие милые сцены все равно возмущают. Правда, когда они начинают слишком бурно негодовать, то ведь никакого терпения не хватит, и они все равно могут услышать в итоге: «Не нравится – не приезжай».

Кыргызстан

Принесли тебе меню - толстое такое, прям первый том «Войны и мира» - листаешь его, листаешь, выбираешь, выбираешь, официант ничем помочь не может. Наконец выбрал сам. Официант через 15 минут приносит салат и говорит: «Оказывается, такой рыбы нет. Чего-нибудь другое выбирайте».

Сервис по-кыргызски в магазинах - это отдельный разговор. В модные бутики берут работать только красивых и очень красивых девушек. И от покупателей они требуют того же.

Люди должны с порога демонстрировать покупательскую состоятельность дорогой одеждой и аксессуарами. Иначе на вопрос о цене товара можно услышать в ответ: «Дорого!». Или вот еще одна прекрасная фраза от продавцов: «Вы не можете себе этого позволить».

Хотя, может, оно и к лучшему, когда внимания на тебя не обращают. Потому что в противном случае продавщица будет дышать в спину и рекомендовать примерить «последнюю новинку», «только получили», «коллекция 2018 года». Ну и что, что это вам не идет. Зато модно! В парижах все так ходят!

Но вот на рынках душа измученного покупателя может отдохнуть. Особенно если покупатель вы проверенный и берете здесь уже не в первый раз (а значит, и не в последний). Тогда продавщица заговорщически вскинет бровь и практически одними глазами скажет: «Эту колбасу сегодня не берите. Не рекомендую».

И в лишний пакет покупку вашу завернут, даже если этот пакет вам не нужен.

"Я очень рад, что у вас есть сумка. А у нас есть сервис", - скажет продавец капусты и упаковщик в одном лице.

Вообще процесс покупки на базаре больше напоминает шоу, когда на вопрос «почем гранат?» отвечают: «Зачем цена-шмецена, сначала попробуй. Видишь, какой сладкий, ни у кого такого нет. Сколько тебе? Два килограмма? Видишь, какой кладу, красивый, как ты! Давай 120 сомов».

Но не расслабляйтесь. Незнакомому покупателю всегда готовы подсунуть залежалый товар, обвесить и обсчитать его.

Читайте также:

Выпрыгнувшую из окна 14-летнюю девочку спустя сутки нашли в Павлодаре>>

Названа дата концерта Рианны в Астане>>

В Сети сообщили о перестрелке двух группировок в Карагандинской области>>

Ваша реакция
53
46
49
141
1
99
59
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Новости Казахстана
Mailfire view pixel