144680 Все чаще в новостях проходят сообщения о происшествиях с казахстанским... Общество

Что творится в гражданской авиации Казахстана?

Все чаще в новостях проходят сообщения о происшествиях с казахстанскими летчиками и авиакомпаниями. Наших пилотов арестовывают при перевозке оружия, они попадают в авиакатастрофы.

Что творится в гражданской авиации Казахстана?
Фото Сергея Ходанова

А внутри страны, складывается такое впечатление, что ни один самолет не прилетает в пункт назначения вовремя. Часто летающие пассажиры уже привыкли к завышенным ценам в аэропортах Казахстана и сомнительному качеству еды на бортах авиалайнеров. Цены на билеты постоянно растут, а качество обслуживания падает.

Что происходит в гражданской авиации нашей страны, "Литер" попытался разобраться с помощью руководителя Федерации профсоюзов авиационных работников РК Шмидтом Сабировым. – Обидно, сердце кровью обливается, когда вижу, что у нас происходит, – говорит известный летчик. – Наши пилоты всегда славились своим высоким уровнем, а сейчас не могут найти работу в Казахстане. Многие заслуженные летчики обучали молодежь в Китае, Африке, других странах.

Африканские президенты всегда с удовольствием брали казахстанцев на работу. А сейчас другая ситуация – в казахстанских авиакомпаниях работают порядка 100 иностранных пилотов!

У нас летают малайзийцы, турки, бразильцы, американцы, канадцы…

Раньше в Казахстане пилотское свидетельство выдавалось только гражданам нашей стране. И за штурвал наших самолетов мог сесть только местный специалист. Сегодня все поменялось.

– Пассажиры казахстанских авиакомпаний больше всего жалуются не на качество работы, а на постоянные задержки рейсов. Раньше ведь такого не было. Почему вдруг сейчас самолеты стали отставать от графика?

– Нужно выяснять причину каждой задержки. Чаще всего у нас виноваты погодные условия. И аэропорты работают не должным образом. Например, не успевают расчищать взлетно-посадочные полосы. Есть такой термин – коэффициент сцепления полосы. Если он ниже определенного уровня, то взлетать и садиться нельзя. Поэтому наземные службы должны внимательно следить за тем, чтобы покрытие не замерзало.

Есть и другие параметры. Например, сила бокового ветра не должна превышать определенных параметров. Это жесткие правила безопасности, которые должны соблюдать все летчики.

– Как, кстати, работают эти учреждения в нашей стране?

– Когда Казахстан стал независимым, у нас действовало Высшее летное училище гражданской авиации в Актюбинске. Там готовили пилотов, которые ценятся во всем мире. К сожалению, это учебное заведение отошло к Министерству обороны. Гражданских летчиков оно больше не готовит.

Сейчас в стране вообще нет учебных заведений, которые бы выпускали пилотов современных самолетов.

Поэтому у нас такое засилье иностранцев. А наши летчики, потеряв работу в Казахстане, вынуждены перебираться в другие страны. Сейчас они работают в Афганистане, Эмиратах, Шри-Ланке, Индии, по всей Африке разбросаны… Наши ребята разбиваются в Иране, их арестовывают при перевозке оружия в Таиланде. Дома работы нет.

Чтобы летать на зарубежных самолетах, надо знать иностранные языки, учиться на специальных курсах. Для пилотов старой школы это недоступно. Жить на пенсию в 200 долларов невозможно. Вот они вместе с советскими самолетами и перебираются в те страны, где эту технику можно использовать.

Речь не о том, что они гоняют на старых авиалайнерах. Нет. Многих нанимают для участия в гуманитарных программах ООН, как я уже говорил, есть у нас коллеги, которые работают на высокопоставленных людей в Африке. А в Казахстане на "Боингах" летают иностранцы.

Тут еще одна проблема – с переобучением. Есть у нас академия гражданской авиации в Алматы. Но она не финансируется в достаточном объеме, потому что относится не к Министерству транспорта, а к Министерству образования. Не учитывается специфика профессии.

Подготовить одного летчика дороже, чем обучить десять инженеров.

Пилот должен налетать не меньше 200 часов в стенах учебного заведения. Это очень дорого. А денег на это нет.

– Кто сидит за штурвалом самолета президента Казахстана – наш соотечественник или иностранец?

– Президента возят наши ребята. Вы не думайте, что все наши летчики неучи. Много пилотов уже прошли переподготовку, знают английский язык не ниже четвертого уровня, что соответствует международным требованиям. При этом претензий к пилотированию у нас никогда не было.

Казахстанские летчики считались одними из лучших в Советском Союзе.

Пассажиры не замечали момента посадки. Раз – и самолет уже бежит по полосе. Это была наша визитная карточка. Сейчас сажают жестковато, а наше мастерство признавали во всем мире.

Не зря летчиков из Казахстана переманивали в Москву. Я могу много примеров назвать. Володя Тимофеев был первым замом во Внуковском авиаотряде, мой ученик Юра Корецкий был шеф-пилотом России. В Москве ему сразу дали звание заслуженного пилота. Олег Клубук был у меня командиром эскадрильи, а после переезда тоже получил заслуженного… А у нас даже звания такого в стране нет. Да и кому его сейчас давать – малайзийцам? –

Есть ли будущее у гражданской авиации Казахстана? Сейчас летают те, кто проходил обучение еще при Советском Союзе. Кто будет летать через 20 лет?

– Действительно, большинство наших пилотов учились в Актюбинске, где было качественное летное училище. Правда, я сам учился сначала в Оренбурге, потом в Киевском институте и Ленинградской академии. Но у меня другая история – я получал образование как военный летчик, а при Хрущеве попал под сокращение. Он тогда решил, что самолеты и пилоты больше не нужны, переходим на ракеты… Это так, маленькое отступление.

Сегодня, чтобы поднять авиацию на ноги, надо вкладывать большие деньги.

Самое главное, надо понять, что авиация – это стратегическая отрасль.

Казахстан входит в десятку крупнейших стран мира. Без авиации нам нельзя. Руководству страны необходимо обратить на это внимание.

В конце 80-х годов в нашей стране девять миллионов человек ежегодно пользовались авиауслугами. Сегодня у нас почти 60 казахстанских авиакомпаний. И они перевозят за год 2 миллиона 300 тысяч человек. В несколько раз меньше!

– Так ведь летать стало дорого, Шмидт Омарович...

– Ну, если смотреть по расходу топлива, то советские самолеты сжигали больше топлива. Сейчас у нас летает западная техника. Она более экономичная. А вот билеты дорогие. Но тут рассуждать можно долго, почему это происходит.

Я думаю так: у нас 60 авиакомпаний или около того. Это значит, 60 президентов авиакомпаний. 15 президентов международных аэропортов. Плюс разделение всех структур на отдельные РГП. У каждого – свой директор. А ведь каждому начальнику надо платить большую зарплату. Это все и отражается на стоимости перелета.

Раньше у нас было одно управление гражданской авиации, куда входили все летчики, самолеты, медперсонал, службы. И начальник был один. Сегодня у нас есть комитет гражданской авиации, но полномочий у него недостаточно.

Знаете, я всю жизнь был влюблен в свою профессию. Всю жизнь летал. И сейчас мне очень больно смотреть на нашу авиацию. Это трудно объяснить словами. Хуже, чем сейчас, никогда не было. Поэтому я призываю руководство нашей страны – обратите внимание на авиацию! Помогите нам. Пора наводить порядок, больше так продолжаться не может.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 3

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .