143351 Экономические трудности заставили казахстанцев затянуть потуже пояса ➨ Читайте больше на NUR.KZ Общество

Казахстанцы пересмотрели свои жизненные приоритеты

Экономические трудности заставили казахстанцев затянуть потуже пояса. По данным исследования, проведенного общественным фондом "Стратегия", они стали меньше тратить и больше думать над тем, что именно приобрести в магазинах.

Фото с сайта krasnodar-shopping.ru

Таким образом, в обществе произошла переоценка жизненных приоритетов. Если прежде казахстанцы предпочитали брать в банках кредиты, в отсутствие собственных денег, то нынче возобладала консервативная позиция. В общем, случилось то же, что и в России после дефолта в конце 90-х годов, в результате которого с общественной сцены исчез "новый русский", а его место занял представитель среднего класса. Он оказался более конкурентоспособной группой населения. Если верить результатам исследования, то наш средний класс тоже начал жить по средствам, заботиться о здоровье и инвестировать в образование.

Если верить результатам исследования ОФ "ЦСПИ "Стратегия", то золотые слова о том, что "экономика должна быть экономной", стали пользоваться особой популярностью среди казахстанцев. Поскольку большинство из них в условиях экономических затруднений затянуло свои пояса потуже и отказалось от ненужных покупок.

Кризис не прошел бесследно для казахстанцев. Как говорится в исследовании ОФ "ЦСПИ "Стратегия", который в ноябре 2009 года провел опрос среди населения, "почти 90 процентов опрошенных жителей сообщили, что в современных условиях пересмотрели стратегию распоряжения собственными финансами". И только каждый десятый среди опрошенных граждан оставил свою "потребительскую корзину" без изменений. Причем в этой группе граждан, по нашим данным, оказались не только богатые граждане, но и те, кто в "хлебные годы" жил по средствам и придерживался бережливого поведения.

- В принципе, трудности не застали меня врасплох. Я и раньше предпочитала накапливать небольшие сбережения, жить по средствам и не брать банковских кредитов. И оказалась права, - говорит жительница южной столицы Мерует Капаровна.

С приходом глобального экономического кризиса у таких граждан образовалась "подушка безопасности", которая позволяет им не стеснять себя. Но, увы, подобное поведение пока не пользуется популярностью у казахстанцев. В итоге большинство из них пошло на сокращение семейного бюджета. В этой группе, по данным исследования, 49 процентов опрошенных экономили на всем, а 38 процентов - только выборочно. По словам экспертов, "склонность к бережливости не имеет ярко выраженной привязанности к какой-либо демографической характеристике респондентов". И все-таки более экономными оказались женщины, люди пожилого возраста и жители областных и районных центров.

- Главным признаком, определяющим экономность потребителей, как показал опрос, является уровень их материальной обеспеченности, - говорится в исследовании. - Как и следовало ожидать, бедные и низкообеспеченные слои населения гораздо чаще вынуждены ограничивать свои потребительские запросы по сравнению с более состоятельными группами.

Главным признаком, определяющим экономность потребителей, как показал опрос, является уровень их материальной обеспеченности

По потребительскому поведению социологи выделили четыре категории граждан: "бедные (ежемесячный доход семьи в расчете на каждого ее члена составляет менее 1 прожиточного минимума), низкообеспеченные (от 1 до 2 ПМ), среднеобеспеченные (от 2 до 3 ПМ) и богатые (от 3 ПМ и более)". В результате была выявлена закономерность: уровень экономии граждан растет пропорционально снижению дохода их семьи.

- Если среди бедных групп населения 60 процентов находятся в режиме полной экономии, то среди богатых этот показатель составляет 21 процент, т. е. ниже в 3 раза, - говорится в исследовании.

На чем больше всего экономят граждане? Как говорится по этому поводу в исследовании, "первое место в рейтинге принадлежит сразу трем категориям: крупная бытовая техника, отдых/отпуск, одежда и обувь". Далее следует "покупка движимого, недвижимого имущества, досуг/развлечение и продукты питания (38, 34 и 32 процента соответственно)". А на третьей позиции оказались "мелкая бытовая техника, предметы роскоши, лечение/медикаменты".

При этом в разных социальных группах населения покупательский выбор носит дифференцированный характер. Бедные слои населения "стали сокращать затраты на товары первой необходимости: на одежду, обувь и продукты питания". По мнению экспертов, "режим экономии" для них носит вынужденный характер и связан с тем, что расходы на эти статьи занимают львиную долю доходов этой группы населения. Чтобы помочь этим людям, правительству, и в первую очередь Нацбанку, следует сдерживать инфляцию. В противном случае маленькие доходы на фоне высоких цен превратят бедные слои населения в "группу риска".

Среди низкообеспеченных слоев населения под режим экономии попала "крупная бытовая техника, отдых и большие покупки (авто, квартира)". Это нормальная стратегия поведения в условиях кризиса, которая не носит кричащий характер. При этом следует отметить, что речь идет о нижней кромке среднего класса, который стремится влиться в группу людей со средней "зажиточностью". Как говорят социологи, "с ухудшением общей экономической конъюнктуры можно предположить, что эти ожидания имеют еще более туманную перспективу для рассматриваемой имущественной группы, что и отразилось на полученных в ходе опроса данных".

Бедные слои населения "стали сокращать затраты на товары первой необходимости: на одежду, обувь и продукты питания"

Трудности в экономике не сильно затронули среднеобеспеченные и богатые слои населения. Как правило, они избегали делать дорогостоящие покупки: крупная бытовая техника, предметы роскоши, недвижимость и автомобили, а также воздерживались от отдыха/отпуска. Запросы среднеобеспеченных категорий граждан, по словам социологов, направлены на улучшение качества своего потребления. Так, среди представителей среднего класса только 6,6 процента решили сэкономить на образовании. В то время как среди богатых граждан этот показатель достиг 16,7 процента. Очевидно, что люди среднего класса связывают свой социальный статус с уровнем профессионализма, чего не скажешь о богатых.

Таким образом, кризис заставил казахстанцев пересмотреть свои приоритеты. Если прежде они брали кредиты и жили не по средствам, то теперь чувствуют пагубность такого поведения. Отметим, что примерно такой же процесс переоценки ценностей наблюдался в России в конце 90-х годов.

Если до дефолта экономики "новые русские" любили быстро и с шумом потратить средства, то после кризиса эта прослойка растворилась. В числе конкурентоспособных групп населения оказались те, кто занимал консервативную линию поведения, думал о своем здоровье и инвестировал в образование. Будем надеяться, что казахстанцы извлекли свой урок из кризиса, с тем чтобы в будущем не повторять ошибок.

То, что казахстанцы стали проявлять "китайскую бережливость", - хорошо для них, но плохо для экономики. Прежде всего для сферы торговли и услуг, которые держатся за счет армии потребителей. Поэтому отечественным производителям результаты соцопроса надо взять на заметку. Ведь люди не отказываются приобретать продукты питания и товары, а ищут низкие цены. С другой стороны, правительству следует стимулировать потребительскую активность. Иными словами, скорректировать социальную политику: увеличить пенсии и пособия для малоимущих слоев населения за счет налогообложения богатых. Тем более что последняя группа населения не ощутила на себе невзгоды, а значит, у нее есть еще запас прочности.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также

Загрузка...


Комментарии 5

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .