143351 Экономические трудности заставили казахстанцев затянуть потуже пояса Общество

Казахстанцы пересмотрели свои жизненные приоритеты

Экономические трудности заставили казахстанцев затянуть потуже пояса. По данным исследования, проведенного общественным фондом "Стратегия", они стали меньше тратить и больше думать над тем, что именно приобрести в магазинах.

Фото с сайта krasnodar-shopping.ru

Таким образом, в обществе произошла переоценка жизненных приоритетов. Если прежде казахстанцы предпочитали брать в банках кредиты, в отсутствие собственных денег, то нынче возобладала консервативная позиция. В общем, случилось то же, что и в России после дефолта в конце 90-х годов, в результате которого с общественной сцены исчез "новый русский", а его место занял представитель среднего класса. Он оказался более конкурентоспособной группой населения. Если верить результатам исследования, то наш средний класс тоже начал жить по средствам, заботиться о здоровье и инвестировать в образование.

Если верить результатам исследования ОФ "ЦСПИ "Стратегия", то золотые слова о том, что "экономика должна быть экономной", стали пользоваться особой популярностью среди казахстанцев. Поскольку большинство из них в условиях экономических затруднений затянуло свои пояса потуже и отказалось от ненужных покупок.

Кризис не прошел бесследно для казахстанцев. Как говорится в исследовании ОФ "ЦСПИ "Стратегия", который в ноябре 2009 года провел опрос среди населения, "почти 90 процентов опрошенных жителей сообщили, что в современных условиях пересмотрели стратегию распоряжения собственными финансами". И только каждый десятый среди опрошенных граждан оставил свою "потребительскую корзину" без изменений. Причем в этой группе граждан, по нашим данным, оказались не только богатые граждане, но и те, кто в "хлебные годы" жил по средствам и придерживался бережливого поведения.

- В принципе, трудности не застали меня врасплох. Я и раньше предпочитала накапливать небольшие сбережения, жить по средствам и не брать банковских кредитов. И оказалась права, - говорит жительница южной столицы Мерует Капаровна.

С приходом глобального экономического кризиса у таких граждан образовалась "подушка безопасности", которая позволяет им не стеснять себя. Но, увы, подобное поведение пока не пользуется популярностью у казахстанцев. В итоге большинство из них пошло на сокращение семейного бюджета. В этой группе, по данным исследования, 49 процентов опрошенных экономили на всем, а 38 процентов - только выборочно. По словам экспертов, "склонность к бережливости не имеет ярко выраженной привязанности к какой-либо демографической характеристике респондентов". И все-таки более экономными оказались женщины, люди пожилого возраста и жители областных и районных центров.

- Главным признаком, определяющим экономность потребителей, как показал опрос, является уровень их материальной обеспеченности, - говорится в исследовании. - Как и следовало ожидать, бедные и низкообеспеченные слои населения гораздо чаще вынуждены ограничивать свои потребительские запросы по сравнению с более состоятельными группами.

Главным признаком, определяющим экономность потребителей, как показал опрос, является уровень их материальной обеспеченности

По потребительскому поведению социологи выделили четыре категории граждан: "бедные (ежемесячный доход семьи в расчете на каждого ее члена составляет менее 1 прожиточного минимума), низкообеспеченные (от 1 до 2 ПМ), среднеобеспеченные (от 2 до 3 ПМ) и богатые (от 3 ПМ и более)". В результате была выявлена закономерность: уровень экономии граждан растет пропорционально снижению дохода их семьи.

- Если среди бедных групп населения 60 процентов находятся в режиме полной экономии, то среди богатых этот показатель составляет 21 процент, т. е. ниже в 3 раза, - говорится в исследовании.

На чем больше всего экономят граждане? Как говорится по этому поводу в исследовании, "первое место в рейтинге принадлежит сразу трем категориям: крупная бытовая техника, отдых/отпуск, одежда и обувь". Далее следует "покупка движимого, недвижимого имущества, досуг/развлечение и продукты питания (38, 34 и 32 процента соответственно)". А на третьей позиции оказались "мелкая бытовая техника, предметы роскоши, лечение/медикаменты".

При этом в разных социальных группах населения покупательский выбор носит дифференцированный характер. Бедные слои населения "стали сокращать затраты на товары первой необходимости: на одежду, обувь и продукты питания". По мнению экспертов, "режим экономии" для них носит вынужденный характер и связан с тем, что расходы на эти статьи занимают львиную долю доходов этой группы населения. Чтобы помочь этим людям, правительству, и в первую очередь Нацбанку, следует сдерживать инфляцию. В противном случае маленькие доходы на фоне высоких цен превратят бедные слои населения в "группу риска".

Среди низкообеспеченных слоев населения под режим экономии попала "крупная бытовая техника, отдых и большие покупки (авто, квартира)". Это нормальная стратегия поведения в условиях кризиса, которая не носит кричащий характер. При этом следует отметить, что речь идет о нижней кромке среднего класса, который стремится влиться в группу людей со средней "зажиточностью". Как говорят социологи, "с ухудшением общей экономической конъюнктуры можно предположить, что эти ожидания имеют еще более туманную перспективу для рассматриваемой имущественной группы, что и отразилось на полученных в ходе опроса данных".

Бедные слои населения "стали сокращать затраты на товары первой необходимости: на одежду, обувь и продукты питания"

Трудности в экономике не сильно затронули среднеобеспеченные и богатые слои населения. Как правило, они избегали делать дорогостоящие покупки: крупная бытовая техника, предметы роскоши, недвижимость и автомобили, а также воздерживались от отдыха/отпуска. Запросы среднеобеспеченных категорий граждан, по словам социологов, направлены на улучшение качества своего потребления. Так, среди представителей среднего класса только 6,6 процента решили сэкономить на образовании. В то время как среди богатых граждан этот показатель достиг 16,7 процента. Очевидно, что люди среднего класса связывают свой социальный статус с уровнем профессионализма, чего не скажешь о богатых.

Таким образом, кризис заставил казахстанцев пересмотреть свои приоритеты. Если прежде они брали кредиты и жили не по средствам, то теперь чувствуют пагубность такого поведения. Отметим, что примерно такой же процесс переоценки ценностей наблюдался в России в конце 90-х годов.

Если до дефолта экономики "новые русские" любили быстро и с шумом потратить средства, то после кризиса эта прослойка растворилась. В числе конкурентоспособных групп населения оказались те, кто занимал консервативную линию поведения, думал о своем здоровье и инвестировал в образование. Будем надеяться, что казахстанцы извлекли свой урок из кризиса, с тем чтобы в будущем не повторять ошибок.

То, что казахстанцы стали проявлять "китайскую бережливость", - хорошо для них, но плохо для экономики. Прежде всего для сферы торговли и услуг, которые держатся за счет армии потребителей. Поэтому отечественным производителям результаты соцопроса надо взять на заметку. Ведь люди не отказываются приобретать продукты питания и товары, а ищут низкие цены. С другой стороны, правительству следует стимулировать потребительскую активность. Иными словами, скорректировать социальную политику: увеличить пенсии и пособия для малоимущих слоев населения за счет налогообложения богатых. Тем более что последняя группа населения не ощутила на себе невзгоды, а значит, у нее есть еще запас прочности.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 5

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .