141604 Казахстан готов поставлять нефть на белорусские НПЗ Политика

Астана включилась в нефтяной спор Москвы и Минска

Казахстан готов в любых объемах поставлять нефть на белорусские НПЗ, заместив тем самым поставки из России, которые находятся под вопросом из-за эскалации конфликта между двумя союзными государствами, пишет портал BFM.ru.

Фото с сайта nv-online.info

О готовности поставить в Белоруссию любые необходимые объемы нефти заявил посол Казахстана в этой стране Анатолий Смирнов. Он сообщил, что вопрос с поставками сырья обсуждается на уровне президентов, решение должно быть принято в этом году. "Таможенный союз дает возможность транспортировать нефть из Казахстана в Белоруссию, перерабатывать ее и транспортировать в Европу", — пояснил казахстанский дипломат.

Казахстанская нефть и сейчас прокачивается через Белоруссию, но в небольших объемах. А масштабным поставкам, как объяснил посол, мешали высокие тарифы, но с созданием Таможенного союза эта проблема решается.

Масштабным поставками мешали высокие тарифы, но с созданием Таможенного союза эта проблема решается

Как считает начальник аналитического отдела компании "Универ-Капитал" Дмитрий Александров, в финансовом плане нефтяное сотрудничество с Казахстаном для Белоруссии было бы более выгодным, чем с Россией, так как у Казахстана могут быть существенно более мягкие условия поставок.

"Экспортная пошлина у Казахстана одно время существовала, а сейчас она опять отсутствует. То есть он может пойти в этом плане на гораздо большие уступки по сравнению с теми, на какие может идти Москва, — заявил Business FM эксперт. — И для казахов здесь существенно большая выгода: они могут рассчитывать на возврат средств от белорусов, сумма которых будет существенно меньше, чем та, которую Белоруссия возвращает обратно России. В целом, средневзвешенная цена тонны казахстанской нефти для Белоруссии будет значительно меньше. То есть, если по цифрам, экономия может составить от 60 до 85 долларов на тонну".

Средневзвешенная цена тонны казахстанской нефти для Белоруссии будет значительно меньше

Кстати, тема масштабных поставок казахстанской нефти в Белоруссию не нова.

Переговоры об этом шли еще шесть лет назад, а четыре года назад обсуждался даже конкретный маршрут.

Нефть должна была пойти в обход России по трубопроводу Одесса-Броды. Но все равно самый дешевый вариант транспортировки из Казахстана в Белоруссию, по мнению экспертов, — российский. Поэтому аналитики считают, что Москва в случае нефтяного союза Астаны и Минска в экономическом плане не понесет ощутимых потерь, тем более, что полностью заместить российский объем поставок Казахстан вряд ли сможет.

Примечательно, что заявление казахстанского представителя последовало в тот момент, когда спор между Минском и Москвой по поводу уровня налогообложения поставляемой из России нефти достиг пика.

Напомним, Россия ежегодно поставляет Белоруссии около 21 млн тонн нефти и весь этот объем до последнего времени обкладывался льготной спецпошлиной. В результате, Белоруссия имела возможность 14 млн тонн нефти и нефтепродуктов перепродавать в Европу, зарабатывая на этом примерно 6,5 млрд долларов.

Однако, несмотря на вступление в силу тройственного таможенного союза, Россия отказалась снабжать Белоруссию нефтью по льготным таможенным ставкам и с начала года ввела на все идущие в эту страны объемы сырья и нефтепродуктов 100% пошлину (267 долларов за тонну сырой нефти).

При этом первый вице-премьер России Игорь Сечин предложил Минску по-прежнему поставлять около 6 млн тонн нефти для внутреннего использования (около 2 млн Белоруссия добывает самостоятельно) по льготным расценкам, применяя 100% пошлину только в отношении остального объема. Но это предложение не устроило белорусскую сторону, а Александр Лукашенко даже пригрозил выходом из Таможенного союза, если Россия не отменит экспортные пошлины на всю поставляемую нефть. В середине января он даже направил письмо с изложение позиции своей страны, на которое Дмитрий Медведев отозвался соответствующим посланием.

Как считает ведущий аналитик ИК "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, разногласия возникли вследствие того, что политическое решение о создании Таможенного союза было принято без должной проработки его экономического содержания.

Однако пока эскалация конфликта продолжается и российская сторона, по всей видимости, хочет даже подстраховаться на случай перебоев с транзитом нефти через Белоруссию.

Об этом свидетельствует, например, тот факт, что в польский нефтяной порт в Гданьске вскоре прибудут два дополнительных нефтяных танкера из России. Как сообщил глава нефтяного порта Дариуш Коберецки, корабли прибудут в порт до конца января. "Это незапланированные поставки 200 тысяч тонн российской нефти", — сообщил Коберецки, передает портал Wyborcza.biz. А польское издание Puls Biznesu пишет, что компания "Транснефть" обратилась к нефтяным компаниям с указанием направить часть нефти, адресованной Белоруссии, в Гданьск. Речь идет об 1/3 поставляемой белорусским НПЗ нефти, и, якобы, некоторые компании уже согласились ограничить поставки в Белоруссию и направляют нефть в польский порт, остальные же намерены транспортировать нефть в иной пункт назначения транзитом через Польшу.

Все это, утверждают польские СМИ может привести к приостановке прокачки российской нефти на белорусский НПЗ в Мозыре. Поставки на завод могут быть вообще прекращены из-за неподтверждения белорусской стороной их объемов.

В этой ситуации неожиданная помощь со стороны Казахстана, на первый взгляд, действительно смотрится как настоящее спасение для Минска.

Однако, как считает гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев, если Казахстан сможет договориться с Белоруссией, то в итоге он рискует столкнуться с теми же проблемами, что и Россия.

"Речь идет о тех объемах, которые поставляются для переработки и дальнейшего экспорта нефтепродуктов. И здесь позиция Казахстана будет такой же, как позиция России. То есть Казахстан при любых обстоятельствах все равно захочет получить свою долю от того, что эта нефть, фактически, экспортируется", — полагает эксперт.

Он отметил, что Казахстан поставляет свою нефть по мировым ценам, и достаточный рынок сбыта у него есть, а потому никаких причин для того, чтобы поставлять нефть ниже мировой цены у Астаны не имеется.

Правда, уточнил эксперт, "поскольку мы находимся в едином таможенном пространстве, они могут поставлять нефть без пошлин".

В статье: Астана

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 3

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .