139920 Когда часы двенадцать бьют, мы открываем бутылку искристого шампанског... Общество

Быть патриотичными в Новый год у казахстанцев не получится

Когда часы двенадцать бьют, мы открываем бутылку искристого шампанского, дарим своим детям красивые подарочные коробки конфет. Чаще всего своих, казахстанских. Потому что привыкли гордиться их вкусом, доверять качеству.

Фото: liter.kz

К сожалению, на этом наш новогодний патриотизм заканчивается. Наш Дед Мороз, взяв под руку снежную внучку, придет поздравлять нас в пошитом в Китае костюме. В наши дома придут ели из-за рубежа и нарядим мы их заграничными украшениями. Мириады огоньков гирлянд подмигнут нам чужими глазами, и не на нашем языке поет, кружась, игрушка-снежинка. А купленный у нечестных торговцев опасный салют окажется для кого-нибудь последним. Мы беспокоимся о качестве ввозимых в страну товаров и совершенно не развиваем отечественную новогоднюю индустрию. А ведь иметь альтернативу почти так же хорошо, как и гордиться своим.

О справедливости брошенного в народ лозунга "Будь патриотом - покупай казахстанское" можно, конечно, поспорить. Ведь потребительские симпатии, прежде всего, определяет качество товара, а не страна-производитель. Однако случается, что проявить патриотизм, "распахивая" кошелек, и хотелось бы, да не получается. Стремительно приближающийся Новый год - самый яркий тому пример. Увы, но из наиболее распространенных атрибутов снежного праздника разделить смену лет с нами смогут лишь отечественные шампанское и конфеты. Остальные товары и продукты питания с пометкой "Сделано в Казахстане", которые "сродни" новогодней тематике, остаются нелюбимыми соотечественниками ввиду низкого качества.

Итак, определим для начала, что делает смену цифр на календаре праздником Нового года, который ждут тысячи соотечественников. Безусловно, это елка, гирлянды, красочные украшения, фейерверк, "подставные" Дед Мороз и Снегурочка, новогодний "Огонек" по ТВ и салат "Оливье". И если с предпоследним пунктом нашего топ-листа мы лет десять  худо-бедно справляемся, то в традиционный салатик нередко склоняемся "запустить" иноземный зеленый горошек. С остальными пунктами нашего новогоднего "райдера" в стране и вовсе глухо.

Потребительские симпатии, прежде всего, определяет качество товара

Начнем с елки. Конечно, живых зеленых красавиц в Казахстане растет немало. Однако в последние годы власти Астаны и Алматы предпочитают украшать улицы города исключительно искусственными "спутницами" Нового года. Подхватил эту экологически правильную традицию и народ, возведя установку в доме свежесрубленного дерева в ранг неприличностей. И хотя "ненатуралки" зелены, пушисты, эффектны и, порой, просто сказочны, товаром, сделанным в Казахстане, они не являются. В зависимости от цены, красавицы приходят к нам на праздник из стран Европы и Китая.

Следующий пункт - украшения. От них рябит в глазах и в элитном супермаркете, и на демократичном базаре. Круче и качественнее, бесспорно, старушка Европа, доступнее - многорукий Китай. Чем только не изобилуют прилавки - шары, сосульки, звезды и снежинки, километры мишуры, разноцветье ярких огней гирлянд, глиняные, стеклянные и набитые поролоном Деды Морозы. Все яркое, красивое, радующее глаз, опустошающее кошелек. Но… не наше.

А ведь как приятно было бы украсить синтетическую "лесную" гостью украшениями с казахским орнаментом, знакомыми всем с детства символами номадов или отправить другу за границу хрупкий символ нового года - стеклянный шар с видами юной столицы, старого доброго Алматы. Но пока умелые китайцы поставили на поток производство недорогих сувенирных магнитов с видами Алматы и Астаны.

Теперь перейдем к печально знаменитым фейерверкам и петардам. За месяц до Нового года ими забит каждый третий прилавок. Продают "прирученный" огонь и на рынках, и в супермаркетах. И одни только названия этих "игрушек" говорят сами за себя - "Черная смерть",  "Свечи дьявола", "Пламя апокалипсиса". Удивительно, с какой беспечностью сограждане расстаются с деньгами, смело приобретая неизвестно куда и неизвестно как взрывающиеся "бомбы". Отсутствие товарного чека не смущает сограждан. А зря. Ведь в случае трагедии свои претензии им предъявить будет некому.

Еще одна интересная деталь - даже в коробках с надписью "Сделано в Киргизии" или "Произведено в России" хранится зачастую нелегальный китайский пиротехнический ширпотреб.

В этом признаются и сами продавцы. Причем, реализуя свой товар, они показывают рекламные проспекты и с китайскими иероглифами, на пальцах объясняя, как будет выглядеть ожидаемый фейерверк, сколько будет выстрелов, как нужно им пользоваться и какие меры предосторожности стоит предпринять. О составе петард, ракет, бомбочек и вовсе информации нет.

О том, чтобы наладить в Казахстане собственное производство фейерверков, а не везти товар "тайными тропами" из Поднебесной (сегодня объем экспорта ввозимой в Казахстан пиротехники из этой страны составляет почти 90 процентов), речи пока не идет. Нам бы для начала наладить хотя бы процесс сертификации ввозимых изделий.  Четыре года назад ответственность за безопасность населения в новогодние праздники взяло на себя государственное АО "Казахвзрывпром". До этого в стране не было структуры, которая могла бы испытывать пиротехнику на соответствие стандартам.

Основная задача нашего центра - обезопасить потребителей

- Основная задача нашего центра - обезопасить потребителей, - отметил президент АО "Казахвзрывпром" Олег Пак. - Даже хорошая пиротехника может дать сбой, и люди должны знать, как правильно использовать фейерверки и петарды и на каком расстоянии от них находиться, чтобы избежать травм.

Центр оснащен специальным оборудованием, а применяемые цифровые технологии позволяют достичь абсолютной точности всех проводимых замеров и расчетов.

Испытания проводятся по оригинальной методике, с учетом российского опыта. Те, кто желает получить на свой товар сертификат, должны предоставить по двенадцать изделий каждого наименования или же по две потребительские упаковки. Фирмы, реализующие пиротехнику, обязаны наносить на упаковку информацию о безопасности продукции, полученную в ходе испытаний. Однако лишь немногие фирмы, реализующие новогоднюю "артиллерию", до сих пор удосуживаются сертифицировать свою продукцию. Результатом нашей беспечности и жажды наживы недобросовестных предпринимателей становятся десятки травм, как будто принесенных в жертву новому году.

Не лучше обстоят дела и с пошивом костюмов Деда Мороза и Снегурочки. На алматинских рынках цены на них колеблются от трех до пятнадцати тысяч тенге за костюм. И на каждом из них красуется ярлычок "Сделано в Китае". Те же, которые продавцы выдают за товар, пошитый у нас, выглядят довольно-таки убого.

Конечно, всю эту новогоднюю атрибутику сложно назвать стратегически важным для страны продуктом. Но обидно за державу. Неужели отечественные портные не способны скроить качественный и красивый наряд для новогодней парочки? И некому у нас зажечь километры гирлянд, которые будут освещать соотечественникам морозные месяцы на протяжении долгих лет в пример одноразовым китайским лампочкам? "Связать" снежинки, "сварить" стеклянные или соорудить пластмассовые шары? И каждую зиму мы опасаемся наплыва кустарной пиротехники и  опасных для здоровья игрушек. Мы каждый год встречаем Новый год в своей суверенной стране и до сих пор у нас не "выросло" ни одной искусственной казахстанской елки.

Источник: Литер
В статье: Астана Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 1

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .