139524 Самолет Ил-76, летевший из КНДР и арестованный в Бангкоке после обнару... Общество

Задержанный в Таиланде самолет летел в Иран

Самолет Ил-76, летевший из КНДР и арестованный в Бангкоке после обнаружения на его борту оружия, направлялся в Иран, сообщает в понедельник выходящая в Нью-Йорке газета The Wall Street Journal со ссылкой на доклад независимых американских и бельгийских экспертов, изучивших полетные документы.

Тайские военные разгружают Ил-76 с оружием. Фото ©AP

Самолет Ил-76, чья принадлежность до сих пор устанавливается, был задержан после досмотра в аэропорту Дон Мыанг в Бангкоке, где приземлился для дозаправки на пути из Пхеньяна. О задержании самолета стало известно 12 декабря. На его борту, по заявлению властей Таиланда, были обнаружены запрещенные к вывозу из КНДР по решению Совета безопасности ООН вооружения - переносные ракетные комплексы, запчасти к ракетам класса "земля-воздух", системы электронного управления неназванными видами оружия.

Командир экипажа из Белоруссии и четверо летчиков из Казахстана арестованы, в их отношении ведется следствие.

The Wall Street Journal сообщает, что два негосударственных исследовательских центра, занимающихся анализом проблем вооруженных конфликтов, их финансирования и поставок оружия, подготовили совместный доклад на основе полетных документов задержанного самолета. Исследование, оказавшееся в распоряжении газеты, провели эксперты чикагского центра TransArms и базирующейся в бельгийском Антверпене Международной информационной службы мира - International Peace Information Service (IPIS).

"Полетный план Ил-76, имеющийся в распоряжении исследователей из США и Бельгии, указывает, что после Бангкока самолет должен был совершить дозаправку на Шри-Ланке, в Объединенных Арабских Эмиратах и на Украине, а затем разгрузиться в Тегеране", - пишет The Wall Street Journal.

Газета указывает, что представители иранских властей пока никак не отреагировали на просьбу прокомментировать эту информацию.

Никаких иных аргументов в пользу иранской версии газета не приводит.

На пути в Пхеньян самолет совершал посадку на военной авиабазе в Азербайджане

Кроме того, "полетный план показывает, что на пути в Пхеньян самолет совершал посадку на военной авиабазе в Азербайджане", уточняет американское издание, добавляя, что "причина этой остановки не ясна".

Согласно карте, которая публикуется в номере The Wall Street Journal со ссылкой на совместный доклад TransArms и IPIS, 9 декабря Ил-76 вылетел с аэродрома Насосная в Азербайджане, в этот же день приземлился в аэропорту Фуджейра в ОАЭ, на следующий день - в Бангкоке, затем прибыл в Пхеньян. В северокорейской столице самолет взял на борт груз.

Летчики утверждают, что были уверены в том, что везут нефтяное оборудование. В докладе эксперты из США и Бельгии поддерживают версию о том, что экипаж пребывал в неведении относительно характера груза, указывая, что в полетных документах в качестве груза значились "запчасти для нефтепромышленного оборудования".

Согласно карте маршрута Ил-76, которую публикует газета, из Пхеньяна 10 декабря самолет вылетел в Бангкок, где и был задержан 11 декабря. А вот дальше, как утверждается со ссылкой на полетный план, самолет должен был в тот же день приземлиться в столице Шри-Ланки - Коломбо, 12 декабря - вновь сесть в Фуджейре (ОАЭ), затем в тот же день прилететь в Киев, а следом - 13 декабря планировалось, что он прилетит в Тегеран и разгрузится; после этого транспортник должен был вылететь в Подгорицу, столицу Черногории, которая значится последним, десятым пунктом маршрута Ил-76, составленного газетой со ссылкой на данные экспертов TransArms и IPIS.

Ранее таиландские СМИ, ссылаясь на показания командира корабля, сообщали, что самолет вылетел с Украины. В карте The Wall Street Journal этот пункт не значится в качестве первого, однако в статье указывается, что на азербайджанской базе Насосная (обозначенной на схеме маршрута в качестве первого пункта) самолет "делал остановку".

Эксперты при этом не могут точно определить, кто же является организатором этой поставки

Эксперты при этом не могут точно определить, кто же является организатором этой поставки. Газета со ссылкой на полетные документы, о которых говорится в докладе, указывает, что самолет зарегистрирован на компанию Air West Ltd. в Грузии, которая 5 ноября сдала судно в лизинг новозеландской компании SP Trading, которая 4 декабря в свою очередь предоставила самолет в лизинг некой гонконгской фирме. Журналисты The Wall Street Journal пишут, что видели оба этих контракта.

Эта гонконгская фирма, по утверждению издания, принадлежит еще одной гонконгской компании, которой в свою очередь владеет третья компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. "Похоже, что эти компании и организовали поставку груза", - считает The Wall Street Journal, не называя их.

Что же касается зарегистрированного в Грузии самолета Ил-76, то им владеет компания, базирующаяся в ОАЭ, причем эту информацию, как пишет американское издание, подтверждают грузинские авиационные власти. "Эта компания, Overseas Cargo FZE, базируется в Шардже - одном из семи эмиратов ОАЭ…

Регистрационные документы Overseas Cargo FZE, которые The Wall Street Journal проверила в Шардже, описывают ее как фирму по авиаперевозкам и консультационным услугам в нефтяной сфере с одним владельцем - Светланой Зыковой", - указывает газета.

Журналисты The Wall Strett Journal пишут, что позвонили по номеру мобильного телефона, зарегистрированному в ОАЭ, который им дали в офисе Overseas Cargo FZE как номер Зыковой. "Женщина, ответившая на звонок, представилась Светланой Зыковой и подтвердила, что является владельцем Overseas Cargo, но повесила трубку, когда ее спросили о связи компании с самолетом, задержанным в Таиланде", - отмечает издание.

Внимание СМИ и политиков во многих странах мира к задержанию Ил-76 в Таиланде связано в первую очередь с тем, что этот инцидент является первым случаем возможной попытки вывоза воздушным путем из КНДР оружия после введения Советом безопасности ООН запрета на его поставки. Эти санкции были введены в соответствии с резолюциями СБ ООН - 1718, принятой в октябре 2006 года в ответ на первые ядерные испытания КНДР, и 1874, принятой в июне в ответ на вторые ядерные испытания.

В резолюциях, помимо санкций, содержится требование к КНДР не проводить более ядерных испытаний и запусков баллистических ракет, а также отказаться от намерения обладать ядерным оружием и вернуться к шестисторонним переговорам по денуклеаризации Корейского полуострова (Северная и Южная Кореи, РФ, США, КНР, Япония). Пхеньян неоднократно заявлял, что расценивает данные меры СБ ООН как враждебные действия и нарушение суверенитета КНДР.

Решение о том, является ли самолет с оружием нарушением санкций, может принять комитет СБ ООН по санкциям против КНДР на основании доклада властей Таиланда, который они обещали представить в скором времени. Пока о поступлении такого доклада в санкционный комитет Совбеза не объявлялось.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 4

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .