136897 Обнаруженные небесные тела получили имена SDSS 0922+2928 и SDSS 1102+2... Калейдоскоп

Ученые обнаружили две звезды, похожие на планету Земля

Обнаруженные небесные тела получили имена SDSS 0922+2928 и SDSS 1102+2054 и находятся на расстоянии 400 и 220 световых лет от Земли соответственно. Оба они являются останками массивных звезд, похожих некогда на Солнце, обладающих массой в 7-10 раз больше нашего светила.

После того, как у таких звезд заканчивается все водородное топливо, дальнейшая их эволюция может протекать по двум сценариям. Если масса звезд невелика, то на их месте остается белый карлик - очень плотная и маленькая по размерам звезда с ядром из атомов кислорода. Если же масса звезды превышает некоторое пороговое значение, порядка восьми масс Солнца, ее ядро сжимается настолько, что в нем запускаются термоядерные процессы, вызывающие взрыв сверхновой. После такого взрыва на месте белого карлика формируются еще более плотные небесные тела, называемые нейтронными звездами.

Однако до сих пор ученые не могли полностью подтвердить верность этой теории, так как большинство белых карликов имеют остаточные количества гелия и водорода, которые покрывают кислородное ядро таких звезд плотной оболочкой и не дают астрономам возможности наблюдать их недра. Однако согласно этой же теории, чем ближе масса белого карлика к пороговому значению, за которым велика вероятность взрыва сверхновой, тем меньше у такой звезды должно оставаться гелия и водорода, а потому ее кислородное ядро должно быть легко наблюдаемо с помощью телескопов.

Именно на такие звезды ученые и наткнулись, анализируя данные, собранные в результате работы масштабного Слоановского цифрового обзора неба - исследования, направленного на составление подробной карты звездного неба, которое проводится с помощью одного из телескопов, установленных в астрономической обсерватории в Нью-Мехико, США.

По характерным сигналам в спектре излучения этих звезд ученые обнаружили, что атмосфера этих звезд обогащена кислородом."Этот избыток кислорода на поверхности звезд указывает на то, что ядра этих небесных тел действительно состоят из неона и кислорода, а потому, согласно теории, эти светила являются одними из наиболее массивных представителей белых карликов, не способных взорваться сверхновыми", - прокомментировал работу ее ведущий автор Борис Гансике (Boris G?nsicke) из Уорвикского университета в Великобритании, слова которого приводит пресс-служба университета.

В то же время данных, полученных учеными, пока недостаточно, чтобы определить массу звезд.