135652 Те, кто в силу профессиональных обязанностей внимательно следит за пол... Политика

Новая конфигурация власти в Казахстане

Те, кто в силу профессиональных обязанностей внимательно следит за политическим процессом в Казахстане, привыкли к тому, что реальная политика делается в кулуарах, причем зачастую людьми, к публичной политике отношения не имеющими.

Фото: Азиз Мамиров, "Эксперт Казахстан"

А выступления партийных вождей, лидеров оппозиции или официальных представителей правительства служат всего лишь ширмой, за которой и скрывается все действительно важное и интересное. Порой политическая жизнь выносилась на публику в форме межпартийной борьбы или парламентских дискуссий.

Как неоднократно отмечал наш журнал, мажилис, который после последних выборов состоит исключительно из членов партии "Нур Отан", сегодня не является ни помехой на пути законопроектов, готовящихся в правительстве, ни источником собственных законопроектов. Его роль сводится к правовой поддержке проводимого правительством курса. А контрольные функции переданы правящей партии, которая, будучи сегодня практически неотделима от парламента, имеет одно существенное отличие - ее функции в Конституции не прописаны, и теоретически она участвует в управлении страной опосредованно, через парламент.

Выступая 1 сентября на открытии очередной сессии парламента, президент вновь указал на роли, которые отведены различным государственным институтам.

Правительству - выполнять разработанную им же антикризисную программу и готовить законы, юридически закрепляющие сложившуюся практику. Парламенту - принимать эти законы. Партии - стоять во главе всех этих процессов, при этом контролируя их исполнение.

На прошлой неделе происходило подведение итогов работы правительства за три квартала этого года. Заодно ставились задачи и намечались цели на ближайшее будущее. Это можно было бы считать рутинным событием в работе государственной машины, если бы не одна деталь - подведение итогов и постановка задач происходили трижды. Сначала на уровне партии "Нур Отан". Затем - в правительстве. Потом - в парламенте.

Итоги работы были представлены одни и те же, перспективные планы также не отличались.

Совпадал даже состав ключевых участников всех трех мероприятий. Следовательно, встречи эти выполняли некую символическую функцию. Их последовательность и тональность сделанных на них заявлений позволяют предположить, что они представляли собой осеннюю пробу сил трех центров политической жизни страны - правительства, партии и парламента. Для чистоты эксперимента президент в этот турнир не вмешивался, предпочитая наблюдать за состязаниями своих паладинов со стороны.

 

Воспоминания о будущем

Президент в последнее время подчеркнуто отдаляется от рутины и суеты. Он не поехал на саммит СНГ в Кишиневе, не стал заслушивать отчет правительства. Передоверив борьбу с кризисом своему правительству, а контроль над ходом борьбы и расходованием средств на нее - своей партии, Нурсултан Назарбаев обратился к вопросам стратегического и даже концептуального характера. На встрече со студентами Казахского национального университета имени Аль-Фараби он рассмотрел причины и истоки мирового кризиса, проанализировал посткризисные тренды развития мира, а завершил свое выступление выводом о необходимости "интеллектуальной революции, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации".

Как видите, государство принимает все необходимые меры для развития науки. Но все это будет напрасным, если не будет квалифицированных кадров

Нурсултан Назарбаев сказал: "Как видите, государство принимает все необходимые меры для развития науки. Но все это будет напрасным, если не будет квалифицированных кадров. Поэтому я обращаюсь к молодежи - стране нужны талантливые ученые, работающие в самых передовых научных областях. Идите в науку, дерзайте, реализуйте свой исследовательский талант!"

Президент посоветовал молодым ученым заняться исследованиями на тех направлениях, которые, по его словам, окажут большое влияние на научно-технологическую картину мира.

Трудно сказать, сколько студентов, зажженных призывом президента, отдадут свою молодость науке. К сожалению, даже если наша молодежь и пойдет в науку, вряд ли она многого добьется. Научные школы, созданные еще в советское время, продолжают разрушаться и исчезают. Новые созданы не были. Сколько бы денег ни было вложено сегодня в науку, они не дадут желаемого результата, хотя и будут успешно освоены - в сфере освоения бюджетных средств у нас появилось много по-настоящему талантливых профессионалов.

 

Братство хранителей спокойствия

В понедельник, 19 октября, в штаб-квартире партии "Нур Отан" произошло событие, которое на сайте правительства было названо встречей премьер-министра с парламентской фракцией партии "Нур Отан", а на партийном сайте - расширенным собранием фракции, на котором был заслушан отчет правительства о ходе реализации антикризисной программы.

В прежние годы правительство отчитывалось о своей работе перед президентом, оценки которого были традиционно критическими, хотя в целом благожелательными.

Парламентарии также не упускали возможности продемонстрировать своим избирателям, что сами они радеют за народ, а во всех имеющихся проблемах виноваты чиновники. Теперь правительство подотчетно даже не парламенту, а парламентской фракции партии-победителя, то есть своим однопартийцам по "Нур Отану". И это дает возможность премьер-министру, отбросив ложную скромность, заявить, что правительство проделало титаническую работу, возводя антикризисную защиту. Что оно действовало энергично и сохранило макроэкономическую стабильность, а также обеспечило устойчивость финансовой системы. Ведь свое выступление Карим Масимов начал с предуведомления: "То, о чем я буду говорить дальше, - это наш общий результат". Поэтому и титанические усилия были совместными, и устойчивость финансовой системы обеспечивали сообща. К тому же под руководством президента.

"Мы сохранили социальное спокойствие", - удовлетворенно констатировал премьер. Действительно, на фоне охватившего страну беспокойства вкладчиков о судьбе депозитов, переживаний из-за девальвации тенге, стресса дольщиков и фрустрации потерявших работу граждан партийно-правительственное руководство страны сохраняло завидное спокойствие. Ему есть чем гордиться.

Меры, которые мы с вами вырабатывали и принимали все это время, сыграли свою позитивную роль - рынок недвижимости избежал коллапса

Но чтобы его коллеги прониклись сознанием величия свершений, премьер позволил себе намекнуть на то, что могло бы случиться, будь работа правительства чуть менее эффективной.

"Удержав банковскую систему от краха, мы тем самым устранили потенциальные катастрофические риски для социально-экономического развития", - сообщил парламентским фракционерам Карим Масимов. А потом добавил: "Меры, которые мы с вами вырабатывали и принимали все это время, сыграли свою позитивную роль - рынок недвижимости избежал коллапса, избавив экономику страны от деструктивных потрясений".

Сообщив о том, что строительство Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС, цементных заводов, а также железных и автомобильных дорог - это не примеры неспособности государства и нежелания частного бизнеса развивать инфраструктуру, а реальный вклад в диверсификацию и модернизацию экономики, премьер подвел итог титаническим усилиям партии и правительства: "Мы, наконец, не просто сохранили, а задали новые параметры процессу модернизации экономики, реализуя задачу нашего президента - выйти из кризиса с обновленной, более конкурентоспособной экономикой".

И, видимо, для того чтобы депутаты не забыли про то, что они соратники правительства, г-н Масимов добавил:

"Завершая разговор о действиях правительства в 2007 - 2009 годах, замечу, что испытание кризисом мы - первое правительство партийного большинства - выдержали".

Впрочем, не исключено, что это был сигнал о начале разработки проекта закона "О первом правительстве партийного большинства", чьи права и полномочия будут существенно отличаться от прав и полномочий всех обычных правительств.

Как оказалось, на этом хорошие новости у премьера закончились, и он перешел к плохим. Они касались прогнозов развития мировой экономики на ближайшие годы.

Сославшись на мнение международных экспертов, премьер сообщил, что восстановление мировой экономики будет медленным, а меры, принятые для борьбы с мировым кризисом, должны быть прекращены лишь тогда, когда экономический подъем станет более прочным. Докризисные показатели роста глобальной экономики вряд ли будут достигнуты в среднесрочной перспективе. На этом фоне проект республиканского бюджета на 2010 год является продолжением антикризисных мер. Тем более что за то время, когда правительство обеспечивало финансовую стабильность и социальное спокойствие, зависимость национальной экономики от добывающих секторов и мировых цен на сырьевые товары существенно выросла. Чтобы решить эту проблему, правительство к концу года разработает и представит партийной фракции пятилетнюю программу форсированного индустриально-инновационного развития.

Кроме того, правительство по поручению президента заканчивает разработку стратегического плана развития страны до 2020 года. Он включает в себя пять самостоятельных направлений: ускоренная подготовка к восстановлению экономики, форсированная диверсификация экономики, инвестиции в будущее, предоставление качественных услуг для граждан, укрепление межнационального согласия и обеспечение стабильности внешних связей.

Карим Масимов завершил свое выступление предложением встретиться в том же составе еще раз в декабре, чтобы всесторонне, детально и беспристрастно обсудить проект стратегического плана, а затем, сказал он, "наша

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 7

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .