KZ

Расизм в истории США или как африканцев сделали рабами

На сегодняшний день США известны во всем мире как государство, которое всячески оберегает права и интересы своих граждан, передает NUR.KZ.

Но расовые проблемы до сих пор полностью не решены в этой стране. Ведь они глубокими корнями уходят в далекое прошлое Соединенных Штатов. Сегодня мы расскажем о том, откуда в США появились афроамериканцы, зачем было создано рабство и как проходила расовая сегрегация.

Со времен колонизации Северной Америки европейцами французские и британские колонисты уничтожили большую часть коренного населения - индейцев. Так как изначально на территории Америки не были построены фабрики, а были созданы плантации, возник спрос со стороны белых фермеров-колонистов на рабочую силу.

Многие не знают, но первыми рабами в США стали белые рабы. А именно ирландцы, которых большими партиями стали завозить англичане. Торговля ирландцами началась, когда Яков Второй продал 30 тыс. ирландских заключённых в американское рабство. Его прокламация 1625 года провозгласила необходимость отправки ирландских политических заключённых за границу и продажу их английским поселенцам в Вест-Индии.

С 1641 по 1652 гг. англичане убили более 500 тысяч ирландцев и ещё 300 тысяч продали в рабство. Только за это десятилетие население Ирландии сократилось с 1500 тыс. до 600 тыс. человек. Семьи разделяли, так как англичане не разрешали ирландским мужчинам брать с собой в Америку жён и детей. Это сделало население, состоящее из бездомных женщин и детей, беспомощным. Но и их англичане продавали через работорговые аукционы.

Вскоре британские колонисты случайно захватывают португальский корабль с африканскими рабами и начинается новая эпоха рабства в Америке. Британские колонисты начинают покупать африканских рабов на невольничьих рынках.

Попытки колонизаторов сделать рабами индейцев не привели к успеху. Индейцы были гордым и не желающим повиноваться народом. В 17-м веке на территории Америки было несколько десятков тысяч индейцев-рабов. Но в целом, они быстро умирали, а многие сбегали с плантаций. Таким образом, рабовладельцы отказались держать индейцев в рабстве, так как это было экономически невыгодно. Куда прибыльнее было покупать рабов из Африки.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

В 1850-м году конгресс США принял закон о беглых рабах. Закон обязывал население всех штатов активно участвовать в поимке беглых рабов и предусматривал суровое наказание для рабов, тех, кто их укрывал и тех, кто не содействовал поимке раба. Во всех южных и северных штатах учреждались особые уполномоченные по ловле рабов, которым следовало оказывать содействие. Пойманных рабов помещали в тюрьму и под вооружённой охраной возвращали рабовладельцу. Чтобы раб был признан беглым, достаточно было, чтобы любой белый заявил и подтвердил под присягой, что этот негр является бежавшим от него рабом. Принятие закона вынудило многих негров бежать из США в Канаду.

Но не все белое население Америки поддерживало рабство. Были и противники рабства. Их называли аболиционистами. Основная их часть был квакерами, а к концу 18-го века осуждение рабства стало частью европейского движения Просвещения.

После победы американцев над британцами в борьбе за независимость рабство продолжало существовать.

В северных штатах рабство к середине 19-го века было официально запрещено, но в половине других штатов оно активно существовало (преимущественно в южных).

В итоге рабство было отменено после завершения Гражданской войны 1861—1865 годов и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Но в итоге расизм не исчез даже после этого.

Рабство было заменено на расовую сегрегацию и апартеид. Их первые признаки — отдельные школы (для белых и негров), отдельный общественный транспорт (существовал до 1970-х гг.), запреты на совместное размещение в отелях и мотелях, разделение на кафе и рестораны только для белых и для «цветных» и черных, в области услуг, негритянские воинские подразделения и тому подобное.

После гражданской войны солдаты-южане создали тайную расистскую организацию Ку-Клукс-Клан. Адепты этой организации отстаивали такие идеи, как превосходство белых, белый национализм.

По законам города Монтгомери в Алабаме, чернокожие граждане не должны были занимать в автобусах первые четыре ряда, поскольку они предназначались «только для белых» — об этом свидетельствовала надпись при входе. Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи.

1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и приговорили к штрафу. В том же году, в Монтгомери, в автобусах арестовали ещё пятерых женщин, двоих детей, и множество чёрных мужчин. Одного чернокожего водитель застрелил на месте. Тогда, по инициативе Мартина Лютера Кинга, чернокожие жители города объявили всеобщий бойкот общественному транспорту. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы».

В 1951 году чернокожий житель штата Канзас Оливер Браун подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери (дело «Браун против Совета по образованию»). В иске Браун указал, что его дочь должна посещать школу для белых, которая была через 5 кварталов от дома, в отличие от «чёрной школы», которая располагалась через 21 квартал (фактически, на противоположной окраине города). Когда суд отклонил требование Брауна, другие чернокожие подали аналогичные иски как в Канзасе, так и в других штатах (Южная Каролина, Виргиния и Делавэр). После серии разбирательств дело было принято Верховным судом США, который в 1954 году признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах в указанных штатах.

В 1957 году в город Литтл-Рок штата Арканзас ввели федеральные войска из-за отказа губернатора штата выполнять решение суда.

В начале сентября в Первый день занятий девять чернокожих детей (позднее известны как «девятка из Литл-Рока») пытаются пройти в школу, но их со штыками встречают вооружённые солдаты Национальной гвардии штата, находящиеся в подчинении губернатора. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, делится воспоминаниями своего первого школьного дня:

Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать её! Линчевать её!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и её лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул «Тащите её к дереву! Надо заняться ниггером!».

За права афроамериканцев активно боролись такие видные общественные деятели, как Мартин Лютерн Кинг, Малькольм Икс и партия "Черных пантер".

Массовая расовая дискриминация в США затрагивала не только афроамериканцев. Сегрегации по расовому признаку в США подвергались индейцы, пуэрториканцы и мексиканцы, последние со времени после захвата Соединенными Штатами большей части территории тогдашней Мексики — нынешних Техаса и всего американского юга в 1840-е гг., пуэрториканцы со времени «добровольного» вхождения Пуэрто-Рико в состав США, а индейцы — со времени их почти полного истребления в конце 19 века.

Также расовой сегрегации были подвергнуты 120 тысяч японских американцев в годы Второй мировой войны. Несколько лет до окончания войны японские американцы жили в концлагерях для военнопленных несмотря на то, что у них было американское гражданство.

В настоящее время на официальном уровне расизма в США не существует. Последним штатом, ратифицировавшим отмену рабства стал был Миссисипи, который в 2013 году официально признал рабство антиконституционным и противозаконным.

Читайте также:

Дэниэл Джейкобс признался, что он и его сын являются фанатами Головкина

"Золото" Олимпиады неожиданно может достаться казахстанке

Казахстанский боксер заявил, что намерен покорить мир и запомниться, как легенда

Как Головкин встретился лицом к лицу с Джейкобсом накануне великого боя

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1353579-rasizm-v-istorii-ssha-ili-kak-afrikance.html

Расизм в истории США или как африканцев сделали рабами