135097 Как развивается казахстанский фармрынок сегодня? Позволят ли планируем... Общество

Казахстанцы с подозрением относятся к дешевым отечественным лекарствам

Как развивается казахстанский фармрынок сегодня? Позволят ли планируемые инновации в сфере здравоохранения увеличить на нем долю отечественных препаратов? Об этом "&" рассказала гендиректор Vi-ORTIS Group Consulting Наиля Чередниченко.

Фото: and.kz

- Наиля Наильевна, насколько, по-вашему, эффективны меры, которые сегодня инициирует государство для улучшения отечественного фармацевтического рынка и системы здравоохранения в целом?

- Как положительный момент я могу отметить, что в последние годы вливания в сферу здравоохранения увеличиваются. Так, в 2008 году они составили 383 млрд тенге, таким образом, на одного человека приходилось около $204 в год. В 2009 году госбюджет выделил около 482 млрд тенге, в пересчете на одного человека это составляет $205. Но если мы сравним эти цифры с аналогичными показателями в развитых странах, то увидим, что картина, к сожалению, отнюдь не позитивная.

Основная проблема в Казахстане - неравномерность распределения госсредств по регионам. Если говорить о цифрах, то на одного жителя Астаны приходится 40 тыс. тенге в год, в Алматы этот показатель равен 23 тыс. тенге, а в Алматинской области - около 15 тыс. Решить наболевшую проблему Минздрав предполагает через создание единого государственного закупщика медицинских услуг. То есть государство будет оплачивать конкретные пролеченные случаи, и неважно, проводилось ли лечение через государственное или через частное учреждение.

Также в предстоящем году Минздрав и местные органы здравоохранения будут исключены из процесса закупа лекарственных средств - это еще одно новшество, которое нас ожидает. Также планируется, что 30% выделяемых из бюджета средств будут оставаться в распоряжении лечебных учреждений, чтобы клиники сами могли закупать те медикаменты, которые не приобретаются через единого логистического оператора.

Надо отметить, что нововведения имеют и некоторые издержки. Например, многие государственные льготы, которые на сегодня уже внедрены, отечественные производители получили тогда, когда еще не имели сертификата качества продукции. В итоге, с одной стороны, мы имеем экономию бюджета и максимально доступные по стоимости лекарственные препараты, с другой - под вопросом остаются их качество и эффективность.

- Каково на сегодня соотношение медикаментов отечественного производства и импортных? К какому времени этот показатель сможет измениться?

Доля отечественного производства росла до начала 2009 года - до девальвации национальной валюты

- Доля отечественного производства росла до начала 2009 года - до девальвации национальной валюты. Сейчас она составляет 8%, остальная часть приходится на импорт. Так, Россия и Украина поставляют нам 12% медицинских препаратов в ценовом сегменте до $5. К слову, казахстанские препараты в этом сегменте занимают почти 20%. Доля государственного закупа составляет на сегодня 35-40%, в основном это дорогостоящие препараты, завозимые из западных стран. И уже с 2010 года список препаратов, закупаемых через единого дистрибьютора, расширится до 70%. Это достаточно большой объем, который значительно сэкономит бюджетные средства.

Но, к сожалению, пока сложно сказать, когда наши производители смогут покрыть хотя бы больше половины внутреннего рынка медикаментов. Сейчас строится несколько производственных площадок, возможно, и мощности наших заводов со временем увеличатся. Но говорить об этом пока рано. Да и покупатели наши с подозрением относятся к менее дорогим медикаментам отечественного производства. Но мы знаем, что стоимость лекарственного препарата вовсе не гарантирует его качества.

Ситуация осложняется еще и тем, что казахстанские производители не имеют достаточного финансирования для того, чтобы проводить эффективные разработки для создания новых оригинальных форм препаратов. Поэтому сегодня казахстанская фармацевтика ориентирована на производство только тех препаратов, которые пользуются наибольшим спросом. Для сравнения: западные фармпроизводители имеют возможность обеспечивать самих себя, в некоторых случаях финансирование связано с участием в госпрограммах.

- Как вы относитесь к тому, что сертификация медицинских препаратов отныне станет привилегией Национального центра экспертизы? Позволит ли новшество избавить казахстанский фармрынок от фальсификатов?

- Не думаю, что такая мера будет настолько эффективной, как об этом говорится, и позволит сократить долю некачественных медикаментов. Я считаю, что сегодня сертификация медицинских препаратов у нас вообще не поставлена на широкую ногу. И неважно, станет ли она приоритетом государственных органов или останется у частников. В нашей стране эта база пока не развита настолько, чтобы рассуждать об ее эффективности.

Я также не думаю, что слухи о распространении на казахстанском рынке большого количества фальсификатов имеют под собой реальную почву. Сегодня, скорее всего, мы могли бы говорить о наличии контрабандной продукции, то есть о нелегальном ввозе сертифицированных препаратов. Как правило, они завозятся к нам из России, а затем направляются в Узбекистан. Для масштабных операций с фальсификатами наш рынок слишком мал, ведь по его объему Казахстан занимает только третье место среди стран СНГ - после России и Украины. Там рынок достаточно большой для того, чтобы можно было произвести подделку, продать ее и заработать на этом деньги. Конечно, и к нам поступают фальсификаты, но речь идет об очень небольшом количестве. И немалая заслуга в этом принадлежит представительствам зарубежных фармпроизводителей, эффективно работающим в Казахстане. Они занимаются обучением врачей и продавцов в аптеках с тем, чтобы те на своем уровне смогли отсеять фальсификат. К тому же введена уголовная ответственность для конечного их продавца, то есть для аптечных учреждений. Но здесь мы вновь сталкиваемся с недоработкой правительства. Ведь если не отслеживается вся цепь поставок и продажи фальсификатов, то эта мера в конечном счете окажется бессмысленной.

Конкуренция среди аптек существует только в крупных городах. В сельской местности складывается драматическая ситуация

- Насколько сегодня развита конкуренция среди аптек? Влияет ли она на конечную стоимость медицинских препаратов?

- Конкуренция среди аптек существует только в крупных городах. В сельской местности складывается драматическая ситуация, когда предпринимателям просто невыгодно открывать аптечные точки в отдаленных от города районах. Причины для этого две - низкая покупательная способность и дорогая логистика. Эти факторы приводят к тому, что в сельской местности цена лекарств в среднем на 20-30% выше по сравнению с крупными городами. К тому же сельская аптека не имеет оборотных средств для того, чтобы удержать необходимый ассортимент препаратов. В итоге на одну аптеку приходится очень большое количество жителей. Например, в Астане и Алматы на одно аптечное учреждение приходится 3289 и 2504 жителей соответственно. Между тем в Западно-Казахстанской области эта цифра составляет около 10 тыс., в Кызылординской области на одну аптеку приходится 13 800 жителей. Возникает ситуация, когда человек просто не имеет физического доступа к лекарствам.

В целом аптечный бизнес не такой рентабельный, как многие себе представляют. Это затратное предприятие, которое съедает большую часть торговой наценки. Возможно, поэтому "накрутка" на один и тот же препарат в аптеках в пределах одного района может разниться до 20%. На более дешевые препараты маржа выше, на дорогие - ниже.

Урегулировать ныне "плавающую" стоимость медицинских препаратов помогло бы введение единой торговой наценки для дистрибьюторов. Сегодня на рынке потребительских товаров производитель работает с одним, максимум с двумя дистрибьюторами. В развитых странах на фармацевтическом рынке их 10-15, а в Казахстане сейчас можно насчитать 160 дистрибьюторов. При этом поставщик, работая с конечными торговыми точками, обязан следить за тем, чтобы каждая из них выполняла требования, которые рекомендует производитель, как в плане бесперебойности поставок, так и в плане рекомендуемых цен. Соответственно, меньшее количество дистрибьюторов на рынке позволяет регулировать эти процессы более эффективно. К сожалению, на отечественном фармрынке этого нет, поэтому необходимо периодически производить мониторинг наценки.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .