Фото: AP

"В кризис люди чаще увольняются. От обиды они могут совершать противоправные действия, — говорит генеральный директор кадрового агентства "Выбор" Натэла Кобулашвили, -  такие как разглашение сведений о клиентах или поставщиках".

По словам Марата Яфизова, консультанта по подбору персонала агентства "Империя кадров", оценить реальную частоту таких случаев сложно, так как все стараются скрывать подобные факты.

"Кроме того, сейчас усилилась борьба с утечкой информации, — добавляет он. — Компании стали менее откровенными, особенно в процессе отбора новых кандидатов".

По результатам исследования Superjob, наименее надежными сотрудниками оказались системные администраторы. Только 70% из них считают продажу коммерческой информации конкурентам неэтичной и недопустимой. 8% сказали, что такие действия "в принципе допустимы", 11% готовы сделать это за большие деньги, еще столько же ответить затруднились.

Следом идут помощники руководителей: 5% из них считают торговлю коммерческими сведениями допустимой, еще 11% — что она возможна в случае высокой оплаты. Не определились с ответом 13% сотрудников, работающих на этой должности.

Среди HR-менеджеров результаты получились сходными, за исключением того, что чуть меньше респондентов -  11% затруднились дать ответ.

Самыми честными оказались главные бухгалтеры: 77% из них заявили, что никогда не продадут конкурентам коммерческую информацию, только 4% ответили, что это "в принципе допустимо", а 9% согласились бы торговать за большие деньги.

Чаще других, по словам Марата Яфизова, от утечек страдают "банки и компании, производящие что-либо дорогостоящее: машины, высокотехнологичное оборудование, телефоны, компьютеры".

Коммерческий директор кадрового агентства "Виват персонал" Сергей Новиков говорит, что за теми, кто имеет доступ к коммерческим данным и может выдать их конкурентам, как правило, внимательно следят службы безопасности. Но Натэла Кобулашвили отмечает, что "если уровень защиты информации слабый, то узнать, а значит, и продать ее сможет даже уборщица".

Наиболее распространена передача таких сведений, как контакты клиентов. "Компании покупают сотрудников вместе с базой данных, непосредственная торговля коммерческой информацией распространена в меньшей степени. Недостаточно иметь нужные сведения, необходимо знать, как с ними обращаться, — говорит Сергей Новиков. -  К тому же коммерческая информация обычно быстро устаревает и теряет актуальность".

По словам Натэлы Кобулашвили, даже такая практика противоправна. "По закону контакты, полученные в ходе работы, пусть они и набраны в результате действий самого сотрудника, -  собственность компании, поэтому человек, забравший или даже просто скопировавший их себе, совершает кражу", — объясняет она.

В числе комментариев, оставленных участниками исследования Superjob, достаточно часто встречались именно такие ответы, как: "Допустима не столько продажа, сколько использование клиентской базы и методов работы при переходе в конкурирующую компанию". "Допустима только в качестве мести", — заявляли другие респонденты.