133492 Ермек Турсунов не скрывает своей грусти по поводу того, что происходит... Культура и шоу-бизнес

Ермек Турсунов грустит и смеется над казахстанским кино

Ермек Турсунов не скрывает своей грусти по поводу того, что происходит в современном казахстанском кино. Но говорит он об этом, смеясь.

Ермек Турсунов. Фото: www.liter.kz

И это не злой сарказм, это тот смех, который вызывает желание тут же встать, пойти и что-то на планете изменить к лучшему.

 

О фильме "Келин"

В Италии после показа картины на сцену вышла Катрин Денёв в слезах и сказала: "Я хочу увидеть этого режиссёра. Я узнала в героине [Эне] себя. Смотри, Италия, я плачу". Не скрою, конечно, было очень приятно. Многие профессионалы, например, [писатель и кинодраматург] Рустам Ибрагимбеков, [режиссёр] Сергей Бодров очень высоко оценили картину, это, конечно, важно для меня.

Постановку мне вряд ли дадут. Я хочу снимать, но вряд ли со мной снова захотят работать на "Казахфильме". А ходить и выпрашивать деньги у спонсоров я не хочу. В этом смысле я не активный человек.

После "Келин" поднялась волна - стали писать, говорить, но я не читал и не слышал ничего такого, что говорило бы о глубоком, осмысленном понимании картины. Всё довольно поверхностно, шаблонно. Всего пара-тройка кинокритиков дали наиболее глубокие оценки. Получается, больше работаешь на тиражи газет и журналов, которые чаще раздувают конфликты, по-своему интерпретируют высказывания.

Был вчера на Зелёном базаре, случайно увидел пиратский диск с фильмом "Келин". Спрашиваю, что за фильм, откуда он у вас. А мне продавец отвечает: "Ты что, брат? Не слышал? Это же первый в Казахстане порнофильм!" Диск я купил, за 500 тг!

 

Об участии в фестивале, кино и культуре

Я не очень большой поклонник фестивалей. Меня приглашали на многие из них, но я не особо стремлюсь попасть на такие мероприятия. Зачем? Я вообще домосед. Приглашение в Торонто принял только потому, что это будет мировая премьера. Это крупнейший фестиваль, категории А, в нём можно поучаствовать. А так фестивали, ковровые дорожки и смокинги - это не для меня. Ни к чему всё это. У меня вот ребёнок вчера пошёл в первый класс - вот что для меня реальное событие!

Не вижу никакого смысла в том, чтобы в этой стране кому-либо что-либо доказывать. Здесь ничего не прочитывается так, как ты хочешь.

Чтобы иметь здесь хоть какой-то успех, надо снимать "бригаду" по-казахски, чего я делать не хочу. Я никого не осуждаю за подобные вещи и не пытаюсь показать, какой я особенный. Просто это не моё. Мне интересен штучный товар, а не конвейер.

У Казахстана, увы, серьёзная болезнь - мы всё время на кого-то смотрим, постоянно копируем

У Казахстана, увы, серьёзная болезнь - мы всё время на кого-то смотрим, постоянно копируем. Смотреть, как поёт и танцует афроамериканский рэпер, интересно, но когда видишь копии такого творчества в исполнении казахских ребят - это просто смешно. Повсюду плохие копии плохих копий. Я довольно долго работал в США, и с тех пор, как я приехал в свою страну, я так и не увидел здесь хоть какого-то культурного пространства, в котором была бы какая-то энергетика. Культурное пространство было лет двадцать назад, его хотя бы можно было критиковать, с тех пор всё совсем захирело. А сейчас здесь нет собственно предмета для разговора.

Кино в Казахстане, в основном, пока снимается для галочки, вот, мол, мы тоже можем.

То, что картина "Келин" снискала популярность - это случай, просто так получилось. Здесь нужно снимать героические истории про какого-нибудь батыра, а это уже заранее понятно. Нового подхода в осмыслении истории я не вижу. Работая, нужно кайфовать, у нас же так не получается, потому что снимается кино не благодаря, а вопреки. Очень трудно. И обидно, когда потом, после выхода картины, на тебя ещё и ушат грязи выливают.

Но и это нужно пройти. Нам выпало быть навозом на полях истории. Наверное, что-то изменится к лучшему, но когда - пока сказать сложно. Я часто смеюсь над всем этим. Я не циник, иногда мне тоже становится грустно. Но всё же, я предпочитаю сохранять чувство юмора. Всё, что мы имеем - это производная от нас, мы имеем ту жизнь, которую заслуживаем, и то культурное пространство, которое заслуживаем. Это такое пустое ведро, знаете? Но пустота тоже имеет свое содержание. Это ведро наполнено пустотой. И эта пустота там гремит. Читаешь газету - гремит, смотришь телевизор - гремит, слушаешь людей - гремит. Настоящего очень мало.

У меня очень узкий круг общения. Единственный человек, с которым я поддерживаю искренние человеческие отношения, это [писатель] Герольд Бельгер. Он - настоящий казах. Он даже больше казах, чем я. К сожалению, такие люди, которые могли бы говорить, - на задворках, они никому не нужны.

 

О профессии

Слава Богу, у меня очень хорошая школа, которой я дорожу, замечательные мастера - Митта Александр Наумович, Рязанов Эльдар Александрович. И мне жаль сегодняшнюю молодёжь, сегодняшних студентов. У них нет такой школы и база у них другая. Молодые ребята готовят бизнес-планы, правильно и профессионально подбирают слова, а целью своих проектов ставят получение "Оскара", например, к 2012 году. Разве это правильно?

Мне нравится наблюдать, как через 5-10 минут в зале замирают зрители, только что жевавшие поп-корн

Нельзя делать что-то только ради награды, отчёта, сверхприбыли. Чтобы сделать хорошее кино, надо сначала освоить профессию, и потом привносить в неё что-то своё. А они даже профессии не знают, они понятия не имеют, как делать кино. Меня учили, например, когда ты пишешь сценарий, пиши как для немого кино, тогда драматургия будет крепкая. А что мы видим сейчас? Актёры прячутся за слова, без них они не могут выразить ни любви, ни ненависти.

А ведь есть такой уровень эмоций, когда горе больше, чем горе, когда счастье больше, чем счастье. Моя цель сделать это.

Мне нравится наблюдать, как через 5-10 минут в зале замирают зрители, только что жевавшие поп-корн, нравится выходить за несколько минут до окончания фильма и смотреть, с какими лицами они выходят. Они получили новый эмоциональный опыт. Это и есть твоя награда.

Я пытаюсь работать за пределами профессии. Но чтобы делать это, нужно в полной мере овладеть профессией, и только потом привносить в неё что-то от себя. Взять ну например актёра Леонова - он актёр, но и ещё немножко кто-то. Зидан - он прекрасный футболист, но он тоже ещё немножко кто-то. Плесецкая - балерина и плюс еще кто-то.

В любой профессии есть люди, которые выше самой профессии. Как это называется? Это необъяснимая вещь, харизма, особая энергетика, она приходит свыше, но приходит в первую очередь к профессионалу. Это относится к любой работе. Вот я, например, пишу сценарий, перечитываю, исправляю, снова перечитываю, стараюсь вписать это в рамки жанра, в рамки профессии. И только когда я вижу, что всё - здесь по профессии все на месте: структура, композиция, кульминация, диалоги, финал и т. д., поправляю там, тут, только потом я думаю о кровеносной системе - о том, какие резервы оастались у этого сценария и что еще можно привнести в сюжет. Я всегда стремлюсь играть не по правилам. Но я отдаю себе отчет: если ты хочешь идти таким путём, ты должен чётко понимать, что именно ты нарушаешь. Это всегда рискованно. Но именно в этом особый кайф.

О настоящем и будущем

Снимать пока ничего не собираюсь. Я закончил работу над своей книгой "Мамлюк" о жизни султана Бейбарса. В процессе работы ездил по Египту и Сирии, Иордании, собирал материалы. Вот это действительно интересно! Я не кабинетный писатель, мне надо самому потрогать, посмотреть. Я не сразу понял, что это будет - книга, сценарий или что-то ещё. Просто меня увлекла тема, а потом, в какой-то момент уже сама история потащила меня, заставила продолжать. Издаётся книга в Гонконге тиражом 5000 экземпляров, весь тираж пойдёт в Казахстан. На арабском языке она уже вышла в Сирии. Где-то в середине октября будет презентация. А позднее, приблизительно в декабре, мы с Тимуром Бекмамбетовым презентуем ещё одну книжку "Сабалак" - "сказка для взрослых детей и ещё не овзрослевших взрослых".

Зачем я занимаюсь кино, я и сам не знаю. Мне важен сам процесс. Конечно, я хочу заработать, но мне не всё равно, какой ценой. Я не знаю, сколько у меня "картинного" времени впереди, один фильм для меня - условно одно слово, если я успею сказать хотя бы с десяток, то этого достаточно.

Источник: Vox News, Energy FM

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 4

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .