133188 Журналистское расследование нашей газеты показало: среди работников ал... Общество

Кому мы доверяем свои машины

Журналистское расследование нашей газеты показало: среди работников алматинских стоянок, парковок и автомоек могут оказаться как уголовники, так и психически больные люди.

Фото: img.rosbalt.ru

РАЙ ДЛЯ АВТОУГОНЩИКОВ

На кого мы оставляем наши машины? Предъявляет ли, устраиваясь на работу, кандидат в парковщики справку об отсутствии у него судимости? Почему на большинстве автомоек трудятся иностранные граждане и что с них взять в случае, если они похитят и разобьют вашу машину?

Количество парковочных мест в Алматы сокращается с каждым днем, а число машин, напротив, неудержимо растет. Куда поставить машину? Этот вопрос встает уже каждый день перед сотнями тысяч жителей южной столицы. Не так-то просто разместить в городе 525 тысяч местных плюс еще 200 тысяч приезжих автомобилей!

Однако городские власти, как будто назло автолюбителям, устанавливают на улицах все новые знаки - “Стоянка запрещена!” и “Остановка запрещена!”. Поэтому очень многие хотели бы сегодня задать вопрос руководству городского акимата: “Куда теперь автолюбителю податься?”. Штраф - это еще полбеды. Но, если автовладелец вечером поставил свою машину на парковку, а утром ее там не нашел, - такой удар действительно способен нокаутировать любого.

Стать парковщиком может кто угодно

ДЕЛО НЕХИТРОЕ И ПРИБЫЛЬНОЕ

Как показывает практика, стать парковщиком может кто угодно.

- Для этого всего-то и требуется, что сколотить будку и пообещать автовладельцам, что ради их собственности он всю ночь глаз не сомкнет, - говорит председатель потребительского кооператива “Наурыз” Владимир ЩЕЛИН. - И может собирать деньги двумя руками! А случись что - например, угнали машину или повредили ее, то никакой ответственности он не понесет. Так обстоят дела с большинством стихийных стоянок и парковок города. Но не у нас. С каждым клиентом мы заключаем договор, согласно которому, если с его машиной что-нибудь случится, то ответственность ложится на нас. Но, если не дай бог его авто из-за технической неисправности сорвется с ручника и повредит другие машины либо из-за замыкания проводки загорится и огонь перекинется на стоящие рядом автомобили, то неизбежно судебное разбирательство. И если суд установит вину владельца неисправной машины, то материальный ущерб пострадавшим должен будет возмещать он. Такие правила существуют на всех стационарных стоянках Алматы, которые дорожат своей репутацией.

Принимая на работу нового сотрудника, мы проверяем, не имеет ли он судимости. Известны случаи, когда охранники сами угоняли машины или же “наводили” на них своих знакомых-подельников. Однако на стихийных парковках такой проверки нет, и человек, на попечение которого вы оставляете вашу машину, вполне может оказаться автоугонщиком.

САМЫЕ ОПАСНЫЕ РАЙОНЫ

Согласно только официальной статистике МВД республики, с начала 2009 года каждый десятый угон автомобиля и каждая третья кража машины в стране происходят именно в Алматы.

Заместитель начальника управления криминальной полиции ДВД Алматы Александр КВАН говорит, что чаще всего машины угоняют и крадут в двух районах - Ауэзовском и Алмалинском:

- Эти районы относятся к разряду спальных. На их территории очень мало охраняемых стационарных стоянок и парковок. Зато стихийных, расположенных вдоль дорог, - сколько угодно! Возле некоторых домов можно увидеть маленькие будки, наспех сколоченные из фанеры, в которых сидит так называемый охранник.

Никакой ответственности за сохранность машин он не несет. Договора-то нет!

Однако если автовладельцы считают, что он добросовестно сторожит их машины, то они жестоко ошибаются. Главное для него - собрать с каждого клиента по 150 - 200 тенге - и все! Никакой ответственности за сохранность машин он не несет. Договора-то нет!

А “ОХРАННИК”-ТО - ЗАЛЕТНЫЙ

- Стационарных стоянок в городе не хватает, поэтому понятно, что алматинцы пытаются организовать хотя бы временные парковки во дворах и на прилегающих улочках и найти людей, согласных за определенную плату охранять машины, - говорит заместитель начальника отдела по раскрытию краж автотранспорта управления криминальной полиции ДВД Алматы Рустам УСЕНОВ. - Конечно, все это надо делать на законном основании, зарегистрировать охранников и заключить с ними договор. Иначе в случае порчи или угона машины их владельцам спросить будет просто не с кого…

По свидетельству председателя потребительского кооператива “Наурыз” Владимира Щелина, на большинстве стихийных парковок Алматы, как правило, трудятся приезжие из других регионов республики, а также граждане других центральноазиатских государств - Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана:

- Если они проспят похищение вашей машины или сами ее угонят и разобьют, то вы останетесь ни с чем. Не забывайте, раз стихийные парковки не зарегистрированы, то их фактически не существует.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ КЛЮЧИ!

Кроме того что машины угоняют с улиц и дворов, их похищают с… автомоек и даже - со стационарных стоянок!

- В подобных случаях невольными помощниками преступников становятся сами автовладельцы, - говорит подполковник Усенов. - Когда автовладелец приезжает вечером на свою стационарную автостоянку, то охранник нередко просит, чтобы он оставил ключи от замка зажигания. Вдруг, мол, не хватит места другим или загорится соседняя машина и придется срочно переставить авто. Потом работник стоянки может распить с друзьями бутылку-другую и взять машину “напрокат”. Обычно такие поездки заканчиваются аварией. Вместе с тем привлечь к уголовной ответственности будет очень сложно. Ключи-то хозяин машины отдал добровольно!

Кроме того что машины угоняют с улиц и дворов, их похищают с… автомоек и даже - со стационарных стоянок!

- Недавно подобное произошло на автомойке на улице Жазылбека, - вспоминает Владимир Щелин. - Не сумев самостоятельно вырулить с автомойки на своем “Мерседесе”, дама попросила работника мойки ей помочь. Вдавив педаль газа в пол, тот на огромной скорости вылетел из помещения автомойки и… врезался в дерево! Машина сгорела, а он убежал. Позже выяснилось, что он является гражданином соседнего государства.

Скорее всего, виновник сразу уехал на родину. Или вот другой случай - уроженец другой республики, нанятый жительницей Алматы в качестве мастера-отделочника, выкрал из ее сумочки ключи от “Лексуса” и попытался его угнать. Но водил плохо и поэтому врезался в стену соседнего дома… Хотя впоследствии его осудили, ущерб потерпевшей он так и не возместил.

КОГДА БУДЕТ ПОРЯДОК?

Юрист Алматинской юридической корпорации Алексей ЛАРЬКИН считает, что городские власти Алматы давно уже должны были навести порядок в работе сотрудников парковок:

- Я более чем уверен, что у большинства парковщиков, кроме форменной куртки и бейджика с их именем и фамилией, нет никаких правоустанавливающих документов.

Как нет и трудовых договоров, заключенных между ними и работодателями. Эти люди ни за что не отвечают, ничего не делают, а просто собирают с водителей плату.

Сняли колпаки или зеркала? Разбили стекло и похитили сумочку? Машину угнали? К сожалению, юрист ничем не сможет вам помочь… Но 50 тенге извольте заплатить!

Сейчас у многих парковщиков на бейджах указано, что они работают в таком-то ТОО или в ИП. Но это не дает им права требовать деньги.

Кстати, в прошлом году прокурор Алматы признал, что незаконно взимать плату с водителей, припарковавших свои авто на землях общественного пользования. В ответ парковщики принялись шантажировать автовладельцев: не заплатишь, твою машину кто-нибудь может поцарапать!

Кроме того, среди парковщиков могут встречаться ранее судимые, больные инфекционными заболеваниями и люди с психическими отклонениями. Дело в том, что при устройстве на работу никто никаких справок у них не требует.

Просим считать эту статью официальным запросом в акимат города Алматы. Когда же наконец будет наведен порядок?

Источник: Караван
В статье: Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 4

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .