133071 Крис Орген (Chris Organ), биолог-эволюционист из Гарварского университ... Калейдоскоп

Динозаврам пришлось стать живородящими, чтобы жить в воде

Крис Орген (Chris Organ), биолог-эволюционист из Гарварского университета (Harvard University), США, и его коллеги выяснили, каким образом динозавры приспособились к жизни в воде.

Оказалось, что основную роль в этом сыграло изменение способа размножения: вместо того, чтобы выходить на сушу для кладки яиц, морские динозавры стали рождать живое потомство. Об исследовании рассказывает Science News со ссылкой на публикацию в журнале Nature.

Как известно, пол рептилий, вылупляющихся из яиц, определяется температурой окружающей среды, тогда как у живородящих видов пол определяется генетически. Около 60 современных видов водяных змей, которые проводят всю свою жизнь в море, являются живородящими. В то же время крокодилы, живущие в соленой воде, и морские черепахи вынуждены выходить на сушу, чтобы сделать кладку.

Орген и его коллеги проанализировали способ размножения у динозавров, современных рептилий, птиц и млекопитающих, и пришли к выводу, что именно живородящие виды могут лучше всего приспособиться к жизни в воде. Ученые предположили, что такой способ размножения был присущ ихтиозаврам, плезиозаврам и мозазаврам. Ископаемые останки этих ящеров подтверждают то, что эти виды рождали потомство в воде.

"Переход к живорождению значил для этих существ лучшую приспособляемость к окружающей среде, - говорит Майк Эверхарт (Mike Everhart), палеонтолог из Стернбергского музея естественной истории (Sternberg Museum of Natural History), США. - Если бы не эта особенность, им пришлось бы время от времени выходить на сушу, как это делают современные морские черепахи". Кроме того, там, где температура более-менее постоянна, потомство может преимущественно развивать какой-либо один пол и таким образом нарушать равновесие внутри вида.

В прошлом году палеонтологи из Австралии обнаружили окаменелости первого на Земле живородящего существа. Им оказалась рыба из группы плакодермов - примитивных позвоночных рыб, населявших водоемы Девонского периода (420-360 млн лет назад). Таким образом, австралийская находка смещает время появления живородящих организмов по меньшей мере на 200 млн лет - до этого ученые считали, что первые живородящие появились не ранее Мезозойской эры (248-65 млн лет назад).

Источник: Вокруг Света