132719 Фото: expert.ru Внедряемая в стране единая национальная система здрав... Общество

Елжан Биртанов: Мы не изобретаем велосипед

Фото: expert.ru

Внедряемая в стране единая национальная система здравоохранения должна значительно улучшить качество и доступность медицинского обслуживания. О том, что дадут новые подходы к финансированию стационаров и другие меры по совершенствованию отрасли, беседуем с вице-министром здравоохранения Казахстана Елжаном БИРТАНОВЫМ.

- Елжан Амантаевич, пожалуй, больше всего вопросов вызывает централизация бюджета здравоохранения в рамках единой системы. Судя по всему, местные бюджеты на финансирование региональной медицины уменьшатся почти наполовину?

- Возможно, у некоторых представителей местных органов власти это нововведение вызывает сомнения, ведь в целом местные бюджеты передают на вышестоящий уровень около 120 млрд. тенге. Однако цент­рализация государственного бюджета, направленного, подчеркиваю, только на покрытие расходов стационарной помощи, - это необходимая сегодня мера, которая дает возможность решить несколько важнейших задач.

Прежде всего она предполагает свободный выбор пациентом врача и медицинских организаций. То есть если человеку необходимо обратиться за гарантированной государством медицинской помощью не "по месту жительства", а в больницу в другом городе или области, он сможет эту помощь получить свободно и бесплатно. Станет действовать принцип "Деньги следуют за пациентом". Это будет свободный внутри единой системы здравоохранения перевод финансовых средств, для чего планируется создание специального государственного органа - Комитета по оплате медицинских услуг.

Прежде всего она предполагает свободный выбор пациентом врача и медицинских организаций

Свободный выбор медицинской организации, разумеется, в большей степени затронет плановую стационарную помощь. Именно здесь мы ожидаем в первую очередь положительные сдвиги, так как главным условием устойчивого финансирования больниц станет эффективное лечение пациентов. Возникает реальная рыночная ситуация - конкуренция поставщиков медицинских услуг будет стимулировать качество, доступность и эффективность медицинской помощи.

- Повлияет ли такая система на выравнивание качества и доступности мед­услуг в разных регионах, и в городах, и сельской местности?

- Да, поскольку средства будут выделяться независимо от того, насколько экономически развит тот или иной регион. Будут выравниваться условия для обеспечения равных прав граждан на медицинское обслуживание, независимо от того, где они живут - в крупных городах или небольших селах. Сейчас же, как известно, более благополучные области могут направлять на социальную сферу больше финансов, чем те, где экономика развита слабее.

Наконец, новая модель позволит применять в стране единую систему оплаты медуслуг. В этом, несомненно, есть прогрессивный момент. Оплата будет производиться по специальным тарифам - в зависимости от сложности заболевания и по фактическим зат­ратам, что даст мотивацию к лечению больных с более тяжелыми заболеваниями, требующими применения новых технологий. Менее сложные случаи будет выгодно лечить в дневных стационарах, включая поликлиники.

Все это будет поощрять и внедрение современных технологий. За последние годы, как известно, были вложены в оснащение больниц очень большие средства. Теперь важно, чтобы все оборудование эффективно использовалось, и новая модель будет этому способствовать.

Новая модель позволит применять в стране единую систему оплаты медуслуг

- Елжан Амантаевич, но не лишатся ли местные власти в городах и областях финансовых рычагов в медицинской сфере и не отстранятся ли от решения проблем, характерных для здравоохранения тех или иных регионов?

- Пока централизация финансирования здравоохранения касается только стационарного лечения. На плечах акиматов останутся развитие инфраструктуры здравоохранения, капитальные затраты на строительство, ремонт, оснащение. В этом заключается распределение ответственности. Причем одновременное внедрение аккредитации лечебных учреждений дает возможность местным властям принять правильное решение, кому и сколько средств выделять для развития. И деньги при этом не "уйдут" из региона.

Кроме того, за местными властями сохраняются организация и финансирование первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощи, профилактика заболеваний, обучение врачей общей практики и другие важнейшие именно для местного государственного управления функции. В то же время на местах высвободится время для решения многих других социальных вопросов, от которых зависит здоровье населения. Так, внедрение единой системы здравоохранения создаст предпосылки для реального переноса акцента на первичную медицинскую помощь.

- Повлияет ли новая система на стимулирование работы врачей?

- Тут главную роль сыграет поэтапный переход государственных больниц в форму государственных предприятий на праве хозяйственного ведения. Только в этом случае организации здравоохранения получат возможность сами определять штатное расписание и размер заработной платы работников. При этом главные врачи смогут поощрять настоящих профессионалов, тех, кто внедряет новые технологии и добивается эффекта в лечении.

Нам необходимо уйти от изжившей себя системы государственных учреждений, где роль управления сведена к нулю, весь бюджет расписан по статьям расходов, где оценка трудового вклада идет только в зависимости от стажа и категории и не учитывается конечный результат - такие показатели, как низкая смертность, как количество выполненных сложных операций…

- Не потеряется ли при новой модели оперативность в оплате учреждениям за оказанные ими медуслуги?

- С точки зрения движения денег мы внедряем новую систему, которая по замыслу станет более оперативной, чем нынешняя. Средства, выделенные на стационарную и стационарозамещающую медицинскую помощь из республиканского бюджета, непосредственно распределяются между территориальными подразделениями Комитета по оплате медицинских услуг, а те на основе заключенных с поставщиками медицинских услуг договоров будут оплачивать представляемые ими счета за пролеченных больных. При этом финансирование остается в пределах казначейской системы, что гарантирует сохранность, прозрачность и контроль за выделенными финансами. Очень важно иметь хорошо управляемую систему, особенно в условиях кризиса, когда вопросы рационального и эффективного расходования ресурсов выходят на первый план.

Система единого плательщика, а именно в этом заключается централизация финансов, существует практически во всех странах в той или иной форме

- Опыт каких стран был взят за основу при переходе к единой национальной системе здравоохранения?

- Система единого плательщика, а именно в этом заключается централизация финансов, существует практически во всех странах в той или иной форме: либо в виде страховых компаний, больничных касс, как в Германии, Австрии, либо в виде государственных фондов, трастов, как в Великобритании. Мы не изобретаем велосипед, а совершенствуем действующую в Казахстане бюджетную модель здравоохранения для повышения ее эффективности.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .