131742 Конституционные поправки 2007 года, внесшие серьезные изменения, касаю... Политика

Конституция страны – гарант ее устойчивого развития

Конституционные поправки 2007 года, внесшие серьезные изменения, касающиеся полномочий различных ветвей власти и усилившие роль политических партий в стране, были обусловлены логикой внутреннего развития Казахстана.

Как мы видим, положения Основного закона и сегодня продолжают оставаться гарантом дальнейшего политического и экономического продвижения страны. Такое мнение накануне Дня Конституции корреспонденту "Известий-Казахстан" Дмитрию Покидаеву высказал член Комитета по законодательству и правовым вопросам сената парламента РК Ермек Жумабаев.

Ермек Жиеншенович, 30 августа 1995 года на всенародном референдуме была принята Конституция Республики Казахстан. Какова, на ваш взгляд, роль Основного закона страны в обеспечении устойчивого и всестороннего развития страны в эти 14 лет?

Безусловно, этот период для казахстанского народа характеризуется судьбоносными преобразованиями на пути построения правового демократического и светского государства. Конституция позволила пройти большой путь, связанный с глубокими экономическими и политическими преобразованиями. За эти годы мы создали прочный фундамент для превращения Казахстана в страну, в которой действуют демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан.

Основные положения Конституции и изданные на их основе законодательные акты свидетельствуют не о простом пути развития Казахстана в построении правового, демократического и светского государства. Именно с принятием нынешней Конституции возникла задача по конструированию и организации деятельности органов государственной власти, разработке и принятию законов, отвечающих целям и интересам формирования правового государства и рыночной экономики. Законодательство нужно было привести в соответствие с принципами и нормами Основного закона и международного права. Конституция стала надежным стержнем для правовой системы страны как в вопросах политики, так и в экономическом аспекте.

В 2007 году в Конституцию были внесены достаточно существенные поправки. Какова, на ваш взгляд, была логика их появления?

Выше мы отмечали, что конституционные поправки были внесены в соответствии с логикой внутреннего развития Казахстана и опирались на фундамент социально-экономических и общественно-политических реформ, проведенных за годы независимости. Была поставлена стратегическая задача - в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В основе этой стратегии - использование преимуществ региональной и глобальной экономики для выхода Казахстана на международные рынки за счет повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

На тот момент Казахстан уже заявил о своем намерении председательствовать в ОБСЕ. Состоялись съезды мировых и традиционных религий, которые прошли в Астане в 2003 и 2006 годах. Нелишне подчеркнуть, особенность принятых изменений в том, что они были продиктованы не столько реалиями текущего момента, сколько направлены на будущее развитие Казахстана как экономически и демократически развитого государства. Следует сказать, конституционные преобразования были заявлены еще в 2004 году, когда впервые необходимость дальнейшей демократизации казахстанского общества была заложена в принятой на съезде партии "Отан" общенациональной программе политических реформ.

 Известно, что разработке законопроекта предшествовала большая и целенаправленная работа…

Уже в 2004 году указом главы государства создана национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества, преобразованная в последующем в госкомиссию по разработке и конкретизации программы демократических реформ. В ее состав вошли представители парламента, правительства, политических партий, общественных организаций. Главным результатом ее деятельности стали предложения по развитию демократических процессов в стране в рамках Конституции.

Благодаря всесторонней и широкой дискуссии и консультациям с основными политическими силами госкомиссия предоставила ответы на основополагающие вопросы демократического развития страны на новом этапе. Были подготовлены решения, затрагивающие эффективность, прозрачность и подотчетность исполнительной власти, вопросы борьбы с коррупцией, децентрализации госуправления и развития местного самоуправления, совершенствования выборного законодательства, расширения полномочий парламента. Госкомиссия выдвинула предложения по усилению роли политических партий и НПО, а также дальнейшему совершенствованию судебной системы. То есть заложила фундамент будущих конституционных преобразований.

Указом президента в феврале 2007 года была образована рабочая группа, в состав которой вошли ведущие правоведы. Обобщив предложения госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в республике, она и разработала проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан".

На взгляд законодателя, насколько эффективными показали себя принятые конституционные поправки?

Для того чтобы дать такую оценку, следует видеть цели внесенных изменений. Рассмотренный в мае 2007 года в парламенте законопроект "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан" был направлен на повышение роли парламента, усиление роли политических партий, развитие местного самоуправления, совершенствование судебной системы, обеспечение межнационального согласия и повышение статуса Ассамблеи народа Казахстана, а также на дальнейшее развитие институтов гражданского общества и укрепление системы защиты прав и свобод граждан. Все эти направления были подкреплены внесенными парламентом изменениями и дополнениями в ряд законодательных актов.

Сегодня председатели палат парламента представляют депутатам для назначения кандидатуры на должности двух членов Конституционного совета, двух - Центральной избирательной комиссии, трех - счетного комитета. Руководители парламентских фракций политических партий входят в состав бюро мажилиса парламента. Урегулированы вопросы принятия сенатом парламента законов, в том числе и конституционных, в случае роспуска мажилиса.

Реализован новый порядок формирования мажилиса парламента, когда 98 из 107 депутатов нижней палаты избираются по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы, а остальные 9 депутатов - Ассамблеей народа Казахстана. Изменениями, вытекающими из поправок в Конституцию, затронуты все стадии избирательного процесса, в том числе процедуры выдвижения кандидатов в депутаты мажилиса политическими партиями, составления ими партийных списков, проведения и подведения итогов выборов, распределения мандатов между кандидатами, включенными в партийный список.

Из других нововведений отмечу сферу совершенствования судебной системы, а также санкционирования ареста судом. Стоит отметить и повышение статуса Ассамблеи народа Казахстана, направленное на закрепление ее конституционной роли в реализации государственной национальной политики, обеспечении общественно-политической стабильности в стране и повышении эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Казахстан исключил смертную казнь и заменил ее пожизненным лишением свободы - решение, идущее в русле общемировой практики. Как видим, положения нашего Основного закона успешно воплощается в жизнь.

В статье: Астана

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .