130530 Фото: img.rosbalt.ru Уже в самом ближайшем будущем в Алматы будет вне... Общество

В Алматы будет внедрена передовая система парковки

Фото: img.rosbalt.ru

Уже в самом ближайшем будущем в Алматы будет внедрена самая, по заверению властей, передовая, созданная по европейским стандартам система городской парковки. При этом городская казна, будь на то воля спонсора, не заплатит за нее ни копейки.

Помнится, в феврале текущего года тогда еще заместитель, а ныне директор ГКП “Алматыпаркинг” Саин УТЕГАЛИЕВ клятвенно обещал нашей редакции навести порядок на улицах и во вверенной ему компании: сделать оплату парковки обязательной для всех водителей без исключения; нарядить парковщиков в новые жилеты с номером телефона доверия и снабдить их бейджами; запустить во втором полугодии пилотный проект парковки с оплатой через автоматы.

Пока что из всего этого выполнены обещания по жилетам (вместо синих теперь желто-зеленые) и бейджам… А бардак как был, так и остался. Самое примечательное, что “Алматыпаркинг” подчиняется напрямую акимату. То есть получается, что весь этот жилеточный беспредел творится с молчаливого одобрения городских властей. Ну не может же компания просто так, безнаказанно собирать деньги с водителей на протяжении 15 лет! Несмотря на многочисленные проверки со стороны налоговых инспекторов и финансовых полицейских, протесты со стороны общественности и депутатов маслихата, а также прошлогоднее заявление пресс-секретаря Агентства РК по защите конкуренции Маржан ОРДАБАЙ о том, что ГКП “Алматыпаркинг” не имеет права заниматься оказанием услуг по парковке и охране автотранспорта.

Бардак в этой сфере есть, - признает руководитель аппарата акима Алматы Бахытжан ДОСПАНОВ

- Бардак в этой сфере есть, - признает в интервью нашей газете руководитель аппарата акима Алматы Бахытжан ДОСПАНОВ. - Часть денег оседает в карманах работников ГКП “Алматыпаркинг”, на улицах порой работают люди, которые не имеют к ГКП никакого отношения. Неоднократно проводили проверки и сотрудники финпола, и члены партии “Нур Отан”, и журналисты. И каждый раз всплывали такие моменты.

Мы долго беседовали о нелегкой ситуации с паркингами в южной столице с руководителем аппарата акима. Поговорили о том, что водителю проще заплатить “жилету” сто тенге, чем переживать, не поцарапает ли тот машину в отместку за неуплату. О том, что многочисленные развязки помогают справиться с пробками лишь по периметру города, но никак не в центре. А также о том, что большим подспорьем в разгрузке мегаполиса от транспорта станет создание муниципальных автобусного и велосипедного (где двухколесные средства передвижения будут сдаваться в аренду) парков. В итоге Бахытжан Доспанов сообщил о новациях, которые планирует внедрить ГКП “Алматыпаркинг” уже в самое ближайшее время.

- Первое, что сделал директор ГКП Саин Утегалиев после своего назначения, - поехал в хорватский город Загреб, - говорит руководитель акима. - Причем поехал за свой счет. Считается, что в Загребе очень хорошая система парковки, и было принято решение применить их опыт в Алматы. Суть в том, что город разделят на сектора. К примеру, в центре парковка будет стоить 300 тенге в час, чуть дальше от центра - 200 тенге, а на окраинах - 50 тенге. При этом оплата будет производиться с помощью мобильного телефона либо парковочного автомата. Стоимость проекта - примерно 4,3-4,7 млн. евро. Но из бюджета на этот проект не будет выделено ни копейки. Все будет делаться за счет спонсоров.

Он также добавил, что к реализации проекта подключат проектные институты и управление дорожной полиции ДВД Алматы.

- Утегалиев только недавно стал директором ГКП, и ему нужно помочь, - попросил напоследок Доспанов. - У него очень много идей, как улучшить систему парковок. Просто ему надо дать время и не рубить на корню. Не нужно вставлять палки в колеса…Вставлять палки в колеса молодому директору мы не намерены. Но давайте поразмыслим.

Во-первых, инициатива чиновника (“Алматыпаркинг” является государственным казенным предприятием, а значит, его директор - госслужащий. - Р. Б. ) поехать за рубеж за опытом весьма похвальна. Но то, что Утегалиев совершил вояж за свой собственный счет, похоже на фантастику: мы еще ни разу в своей жизни не видели чиновника, готового пожертвовать своими сбережениями во благо отечества.

Во-вторых, многочисленные проверки, о которых говорил г-н Доспанов, выявляли только нарушения со стороны сотрудников ГКП “Алматыпаркинг” и лжепарковщиков. Вызывает большое удивление, что финпол и налоговая инспекция затевали проверки только с этой целью. Лучше бы они проверили доходность ГКП. Мы как-то пытались это сделать: постояли несколько часов возле ЦУМа, на привокзальной площади Алматы-2, на рынке возле кинотеатра “Сары-арка”.

Так вот, наши наблюдения показали, что за час паркуются минимум 30 машин. Умножаем это количество на 100 тенге и на 12 часов. Получается 36 тысяч тенге в день или же 1,116 млн. в месяц только по одной парковке. В городе же мест, где нет парковщиков ГКП “Алматыпаркинг”, практически не осталось. Они есть на обоих железнодорожных вокзалах, на всех городских рынках, возле парков и многочисленных супермаркетов. Не стоит также забывать и о ночных парковках - к примеру, вдоль улицы Шаляпина от Алтынсарина до Саина и прочих.

Объемы денежных сборов поражают воображение: по данным УДП Алматы, ежедневно на городские дороги выезжают до 500 тысяч автомобилей. Если хотя бы 15 процентов из них припаркуются один раз, то за день набежит 50 тысяч долларов, а за месяц - 1,5 миллиона долларов.

Для точного же подсчета доходов ГКП требуется участие контролирующих финансовых органов, которые и должны это делать. Допустим, те же сотрудники Налогового комитета могут подсчитать хронометражным методом (который прописан в Налоговом кодексе) финансовые поступления ГКП “Алматыпаркинг” и сравнить с налоговыми отчислениями этой компании. А также с затратами, которые она, по словам Утегалиева, производит в связи с ремонтом всех подземных переходов и содержанием штрафстоянок.

Думается, прибыли в сухом остатке хватит с лихвой на строительство нескольких развязок и кучи паркингов в придачу. Однако фискальные органы почему-то предпочитают лишь отлавливать фиктивных сотрудников ГКП - видимо, с целью устранения конкурентов в этом бизнесе и в интересах тех, кто за этим стоит.

Прибыли в сухом остатке хватит с лихвой на строительство нескольких развязок и кучи паркингов в придачу

В-третьих, большое возмущение вызывает тот факт, что парковщики, наплевав на правила дорожного движения, паркуют машины “елочкой”. Правила дорожного движения утверждены правительством Казахстана, а значит, имеют силу закона. Но акимат и ГКП “Алматыпаркинг” считают, что вправе менять законы по своему усмотрению. Не случайно же планируется привлечь к реализации нового проекта УДП, с тем чтобы получить возможность парковать машины “елочкой” там, где позволяет ширина улицы. Давайте в таком случае отменим в Алматы все законы РК и будем жить так, как будет угодно высокопоставленной группе лиц.

В-четвертых, совсем непонятно, кто решил, что для внедрения хорватского опыта парковки нам требуются спонсоры. Акимату, если у него самого нет денег, лучше бы взять на эти цели кредит в банке, хоть под 50 процентов годовых. С такими сборами, как у “Алматыпаркинга”, кредит вместе с процентами “отобьется” за несколько месяцев. Но власть почему-то не хочет этого сделать. Видимо, кому-то очень надо по-строить собственный бизнес, не требующий большого ума и финансовых вложений, но обеспечивающий стабильный денежный поток на долгие времена.

И наконец, в-пятых. Еще в 1999 году, в бытность акимом Алматы Виктора ХРАПУНОВА, газета “Время” предлагала свое решение проблемы с парковкой. Причем для его реализации столько денег не понадобилось бы. Вкратце суть заключалась в комбинировании израильского и чешского опыта: водитель заранее в сети киосков (например, торгующих прессой) покупает парковочный талон, на котором имеется сетка дат и времени, покрытая защитной пленкой. Паркуя машину, он оставляет под стеклом внутри салона талон, где указывает дату и время парковки, стирая защитный слой в соответствующих ячейках сетки. Инспектор парковочной службы проверяет талоны. Если обнаруживает, что талона нет или что он просрочен, то надевает на колесо блокиратор. Как только водитель оплатит в ближайшей кассе парковку и штраф, он звонит в центральный офис парковочной службы. Тут же к его автомобилю подъезжает человек с ключами от блокиратора - и машина освобождена. Дешево и сердито.

При этом все деньги за парковку, а это весьма немаленькие суммы, поступали бы в бюджет, а не в карман спонсорам, которые, проплачивая внедрение схемы Загреба, загребут по полной.

Источник: Время
В статье: Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 3

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .