129674 В 1913 году он соединил гранитные берега речушки Тогузак и открыл путь... Общество

Уникальный мост почти 100 лет не знает ремонтов

В 1913 году он соединил гранитные берега речушки Тогузак и открыл путь поездам из Челябинска до тупиковой тогда станции Кустанай. Сегодня он соединяет век минувший с веком нынешним. 112 метров ажурных конструкций держатся только на заклепках и безо всякой сварки.

 Его хранитель - мостовой обходчик Владимир Харченко - говорит с восхищением:

- Тысячи заклепок - и ни одна до сих пор не отошла. Посмотрите, какие ровные у них головки: такое впечатление, что их шлифовали, ни одной зазубрины. Стоит мост на двух "быках". Старожилы говорят, что срублены они из сибирской лиственницы, а облицованы местным гранитом. Между мостом и "быками" - свинцовые подушки, по которым металл движется, сжимаясь и расширяясь…

Для мостового обходчика мост - живое существо. По несколько раз за смену он измеряет и заносит в журнал температуру конструкций и рельсов, постоянно поддерживает радиосвязь с машинистами проходящих поездов и, естественно, охраняет свой объект.

В архиве Бертрана Рубинштейна, 33 с лишним года возглавлявшего Кустанайское отделение дороги, хранится ксерокопия уникального снимка: на мосту - 5 паровозов, под мостом - куча народу.

- Так тогда сдавали мост в эксплуатацию, - поясняет Бертран Иосифович. - Под мостом стоят строители и проектировщики, которые собственными жизнями гарантируют высокую надежность сооружения. Как сегодня выясняется, строили на века. Какие тогда были поезда? Игрушечный паровозик да пять хосных вагончиков. В мою бытность НОДом по этому мосту проходило по 24 пары поездов, каждый весом в 9 тысяч тонн. Мы, конечно, под мостом не стояли - у нас уже были мостоиспытательные станции, которые неизменно отмечали отличное здоровье конструкций. Оригинал той фотографии я подарил Нигматжану Исингарину. А отыскали ее для отделенческого музея в архиве Великой Октябрьской революции в Ленинграде. Заодно нашли и любопытные документы по строительству дороги на Кустанай. Например, вокзалы в Троицке и Кустанае должны были иметь иконостасы, все остальные вокзалы - иконы. Диваны и стулья - дубовые. Обязательно - кипяток для пассажиров. Единица измерения грузооборота - пудо-верста…

Например, вокзалы в Троицке и Кустанае должны были иметь иконостасы, все остальные вокзалы - иконы. Диваны и стулья - дубовые. Обязательно - кипяток для пассажиров. Единица измерения грузооборота - пудо-верста…

Под строительство железной дороги Троицк - Кустанай протяженностью 162 километра был выпущен 4,5-процентный гарантированный правительством России облигационный заем на 29 миллионов рублей. Финансировали строительство Русско-Азиатский банк, Русский торгово-промышленный банк, а также лондонский банкирский дом "КРИСП". В концессионерах общества троицко-кустанайской железной дороги состояли известный банкир и промышленник А. Путилов, представитель Сибирского торгового банка М. Соловейчик и инженер Н. Денисов.

Свои денежные вклады внесли кустанайские купцы, давно мечтавшие получить железнодорожный выход на Урал. Газета "Кустанайское степное хозяйство" в апреле 1914 года писала: "С проведением железнодорожной линии до Кустаная наш степной рынок неизбежно вовлечен будет в водоворот мировой торговли, и не только изменятся его условия, но и увеличится емкость". Не обошел вниманием стройку Владимир Ленин: "Русская буржуазия предпринимает гигантские постройки железных дорог в свои колонии, создавая себе там рынок, неся в молодую страну прелести буржуазных порядков, выращивая с особенной быстротой и там промышленную и земледельческую буржуазию и бросая массу производителей в ряд вечно голодного безработного люда".

И он оказался прав: 151 верста стального пути была уложена всего за 8 месяцев. Включая мост через речку Тогузак. Причем строители строго уложились в смету - 8 843 тысячи рублей. Правильное (регулярное) движение поездов на Кустанай и обратно началось с 1 января 1916 года, положив начало бурному развитию экономики региона. В 1941 году по мосту пошли эшелоны с оборудованием и специалистами эвакуируемых предприятий. Один разгрузился на станции Тогузак, чтобы неподалеку за пару месяцев вырос завод, снабжавший фронт минометами и огнеметами. После войны он стал называться Тогузакским механическим заводом. В 1954 г. по этому мосту пошли эшелоны с первоцелинниками и техникой: он стал мостом в новую жизнь. Таким он и продолжает оставаться.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .