129673 Ежегодно на казахстанских театральных подмостках проходят премьеры раз... Культура и шоу-бизнес

Драматурги РК не имеют возможности оттачивать мастерство

Ежегодно на казахстанских театральных подмостках проходят премьеры разных спектаклей. Как правило, для того чтобы стать частью театрального репертуара, пьесе приходится пройти испытание временем, в нашем случае оно исчисляется веками. А потому только смелый может отважиться посвятить свою жизнь драматургии, ведь гарантий увидеть свое произведение на сцене при жизни нет никаких.

Альтруистов, сытых одной лишь мечтой, у нас в стране немного, а потому в Казахстане до сих пор нет спектаклей на современную тематику. Но если старшее поколение может компенсировать этот пробел наездами российской антрепризы, то подрастающему поколению уже начиная с 8 лет в театре смотреть нечего. Отечественные интерпретации на тему "Красная Шапочка" или "Муха-цокотуха" едва ли отвечают современным реалиям.

То, что в Казахстане неприбыльно и непрестижно посвящать свою жизнь литературе, наверное, уже ни для кого не секрет. Иначе как можно объяснить засилье западной и российской печатной продукции на наших прилавках? Однако отсутствие отечественных кадров ощущается не только в книжных магазинах, но и в театрах нашей страны. Похоже, сегодня существует целая каста никому не нужных профессий, в которую вошли популярные ранее писатели, поэты, драматурги. Но все же есть у нас в стране еще те, кому эта проблема небезразлична. Корреспондент газеты "Литер" встретился с актрисой театра и кино Алмой Рулас, которая недавно инициировала лабораторию молодых драматургов Казахстана при Фонде первого президента РК.

На самом деле, как признается Алма, сегодня в помощи со стороны государства нуждаются и поэты, и писатели, однако драматургия провисает все-таки гораздо сильнее. Если нашим подросткам еще можно скоротать время за интересным рассказом или стихами своих современников, живущих в дальнем и ближнем зарубежье, то вот в театре подрастающему поколению смотреть точно нечего.

- Одно время мы с братом занимались благотворительностью и возили детей из детских домов в театры, однако реализовывать этот проект можно было недолго. Детям нечего там смотреть, поскольку спектакли их возрастной группы они уже, как правило, видели не раз, а по второму кругу смотреть неинтересно. Я помню, дети часто жаловались на то, что в наших театрах почти не обновляется репертуар и нет ничего на современную тематику, - вспоминает Алма Рулас. - Есть три детские возрастные категории: с 2 до 8 лет, которые могут обойтись кукольными театрами и классическими сказками, потом идет категория с 8 до 12 лет и с 12 до 16 лет - и вот эти две группы у нас в провале. Детям этих возрастных категорий в театре смотреть просто нечего, в результате мы упускаем целое поколение, которое вернется в театр только в возрасте 30-40 лет, когда появится острая нужда в культурном отдыхе.

Детям нечего там смотреть, поскольку спектакли их возрастной группы они уже, как правило, видели не раз, а по второму кругу смотреть неинтересно

Озабоченная этой проблемой, Алма полезла за ответами на свои вопросы в Интернет. Однако результат оказался не таким радужным - в России этой проблемы не существует. Сегодня там детский театр, судя по всему, идет в ногу со временем, а потому на смену советскому спектаклю "Пузырьки", в котором герои собирали стеклотару и металлолом, пришли истории о компьютерах и даже неформальной войне рокеров с рэперами.

- Да, у нас есть театр "АртиШок", где работают современные драматурги, но там своя специфическая драматургия, которую, увы, не адаптируешь к другому театру, - говорит Алма Рулас. - Поэтому я стала обращаться за помощью к нескольким нашим известным драматургам, но, увы, всем им уже хорошо за 50, а потому они пишут только серьезные пьесы. Подростковую же тематику должны писать те, кому сегодня чуть больше 30, кому еще понятно, чем дышит и живет подрастающее поколение.

Но, как оказалось, молодых талантов у нас в стране не наблюдается, несмотря на то что в алматинской Академии искусств имени Жургенова ежегодно выпускается 10 молодых драматургов. Однако проследить их дальнейший путь оказалось непосильной задачей, а следовательно, и издание сборника молодых драматургов ставится под вопрос.

- В грант, который я выиграла на создание этой лаборатории, также включено издание сборника работ юных драматургов и проведение семинаров, призванных развить и направить в нужное русло их талант. Но если еще пару месяцев назад мне эти задачи казались легко осуществимыми, то сегодня мне порой приходится за голову хвататься от бессилия, - говорит Алма. - Работать в этом направлении мы начали еще в мае, однако на сегодняшний день на наше предложение откликнулись только четыре драматурга. Да, кому-то это может показаться полным провалом идеи, но на самом деле для Казахстана это очень хорошо, особенно если учесть, что драматургия сегодня не может приносить прибыль. Сегодня все заняты зарабатыванием денег, а драматургия получается как хобби. И такая ситуация, думаю, продлится до тех пор, пока драматурги не будут получать хороших гонораров за свой труд. И тут получается замкнутый круг, ведь для того, чтобы получить хороший гонорар, надо предоставить хорошее произведение, а когда у тебя нет возможности оттачивать свое мастерство день за днем, добиться успеха становится практически невозможно.

Однако попадут ли труды этой четверки в запланированный на ноябрь сборник, пока говорить рано, ведь только в сентябре молодые специалисты предоставят свои работы на суд компетентного жюри, в состав которого войдут как известные драматурги, так и театральные критики.

- Ребята, чьи работы будут отмечены жюри, скорее всего, получат возможность реализовать свои задумки на театральной сцене. Ведь я, прежде чем открывать эту лабораторию, встретилась с руководителями почти всех алматинских театров. И на сегодняшний день свою сцену готовы предложить уйгурский и немецкий театры. Поэтому осенью мы попытаемся прикрепить по одному драматургу к этим театрам и посмотрим, что из этого получится.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .