129507 Настоящий гаишник – кто он? Авто новости

Правила этики сотрудников дорожной полиции РК

“Правила этики сотрудников дорожной полиции” - достаточно объемистый документ. И для автовладельцев в них интересен, а главное - полезен, наверное, только один раздел - “Особенности взаимоотношений с участниками дорожного движения”.

Например, в документе говорится, что эти “взаимоотношения со стороны сотрудников дорожной полиции должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений”.

Причем все это должно сопровождаться внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. Так, в частности, при обращении к участникам дорожного движения инспектор “обязан представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства”. Но это и в Правилах дорожного движения расписано.

Изучаем третий раздел далее. Сотрудники дорожной полиции могут предложить водителю выйти из кабины транспортного средства лишь в трех случаях. Во-первых, когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения. Во-вторых, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступлений. И, наконец, в случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказание помощи другим участникам движения.

Сколько бы ни говорили и ни писали про то, что водителю не нужно выскакивать из машины, инспектор сам обязан к нему подойти, нашим вальяжным гаишникам даже приказы министра не указ. Несколько раз в качестве эксперимента, когда меня останавливал инспектор, не выходила из автомобиля. И напрасно. Просидев 15 минут, каждый раз подходила к нему сама. Собственно, большинство водителей все-таки предпочитают выходить. Может, боятся навлечь на себя гнев инспектора? Ну так и этот момент предусмотрен в правилах!

“В разговоре с гражданами сотрудники дорожной полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются”, - говорится в документе.

И далее - разъяснения нарушителю о неправомерности его действий необходимо давать без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения РК и другие нормативные правовые акты, действующие в этой области. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует делать так, чтобы дети этого не слышали. С подростками сотрудник должен обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. А при возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет права и порядок обжалования своих действий, предлагает гражданину в письменной форме изложить свое несогласие.

Такое общение с патрульными кажется чем-то из области фантастики! Сами представьте: инспектор останавливает автомобиль, водитель выскакивает, а инспектор сам бежит к нему и извиняется: сядьте, мол, уважаемый, не беспокойтесь, остановил я вас по такой-то причине, вот мое служебное удостоверение, а вот нагрудный жетон. Ежели вы с чем-то не согласны или считаете, что я вам нагрубил, то вот вам бланк для жалоб, жалуйтесь на здоровье… Волшебный сон автолюбителя!

Да, и еще отметим - этому замечательному приказу уже 6 лет. За это время доблестные дорожные полицейские могли бы выучить его наизусть. И начать его исполнять…

Дорожный полицейский должен быть джентльменом и робокопом в одном лице. Во всяком случае, именно таким - неподкупным, кристально честным, исключительно воспитанным - мы увидели образ инспектора ДП, изучая "Правила этики сотрудников дорожной полиции органов внутренних дел". И подумали - таких на свете не бывает!

Надо отметить, что правила этики - документ не новый, утвержден он был еще в далеком 2003 году приказом министра внутренних дел №605. А заглянули мы в него благодаря нашим читателям, они все время задают нам вопросы: как должны разговаривать дорожные полицейские, что они имеют право делать, а что нет, и есть ли для них какие-то правила поведения? Оказалось, что есть, да еще какие!

Расписано все: и профессиональная этика, и внешний вид, жестикуляция, культура речи, культура письма, а также прием граждан и телефонные разговоры. Только вот читать этот документ без улыбки невозможно. Возникает ощущение, что создатели правил собрали все правила и нормы поведения, которые существуют для полицейских, обычных людей и "светских львов". В общем, юмористы.

Все, чего нам не хватает?

Чтобы изучать "Правила этики сотрудников дорожной полиции" было еще веселее, мы попросили полистать его известного казахстанского юмориста Романа АЛЬМАНСКОГО.

- Вот спасибо вам, над некоторыми пунктами я от души посмеялся! Я бы назвал этот документ "Все, чего нам не хватает!" - с этих замечаний начал беседу Роман. - Это похоже на истерику идеализма. Собрали все подряд - от правил проведения светской беседы до элементарных норм поведения, которым обучают в детском саду. Например, что кашлять, чихать и сморкаться надо в носовой платок и желательно бесшумно. Нельзя зевать в процессе беседы, дабы не выказать свое неуважение, а еще нельзя… указывать пальцем! По большей части, конечно, это маразм. Но… спасибо за то, что этот документ вообще есть. Люди прочитали и узнали, что нельзя сморкаться и харкать, нельзя говорить: "Эй, братан, иди сюда!".

Например, что кашлять, чихать и сморкаться надо в носовой платок и желательно бесшумно. Нельзя зевать в процессе беседы, дабы не выказать свое неуважение, а еще нельзя… указывать пальцем!

Профессионал - и в семье, и на работе

Переходим сразу к второму разделу Правил - "Профессиональная этика". Оказывается, сотрудники дорожной полиции должны стремиться пробуждать у всех граждан уважительное отношение к знаниям символов казахстанской полиции. Кроме того, дорожный полицейский должен воспитывать в гражданах массу других качеств: например, бережное отношение к народному добру, хозяйственное и рациональное использование природных богатств.

- "Берегите воду, уважаемые водители! Ее осталось очень мало!". Видимо, так должен начинать разговор инспектор? - предположил Роман Альманский. - Скорее всего, люди подумают, что сотрудник дорожной полиции либо спятил, либо сильно перебрал накануне.

И уж совсем непонятно, какое отношение к профессионализму дорожного полицейского имеет… его семья, где он должен стремиться утвердить дружелюбие, искренность, атмосферу доверия и спокойствия, постоянное участие в решении семейных вопросов, в заботе и воспитании собственных детей, формировании у них высоких нравственных качеств.

За "базаром" надо следить

- Мне очень понравились пункты, касающиеся культуры речи, - отметил юморист. - Цитирую:

"Без надобности не употреблять пространные слова или узконаучные термины, если собеседник наверняка не поймет их. Необходимо избегать слов, не несущих смысловой нагрузки, так называемых слов-паразитов: значит, так сказать, понимаешь, вот; они засоряют речь, мешают ее воспринимать. Недопустимо употребление грубых выражений, вульгарных слов, бравирования жаргонами".

Еще здесь написано, что если есть необходимость вставить в разговор что-нибудь существенное, тактично спрашивается разрешение, например: "Разрешите мне добавить…" или "Извините, что перебиваю, но я бы хотел добавить…". Сложно вообразить представителя власти, который говорит: "Извините, что я обращаюсь к вам, но мне хотелось бы добавить, что вы нарушили ПДД"…

Роман отметил еще один перл: "Если в разговоре участвуют два человека, надо уметь слушать и молчать". "Хочется добавить: если в разговоре участвует один человек, то пора вызывать врача!" - заключил юморист.

Долой "трудовой мозоль"!

Не упустили из виду создатели Правил и внешний вид полицейских. Ему отведен целый подраздел. "Внимание к своему внешнему виду подчеркивает деловые качества сотрудника дорожной полиции. По внешнему виду можно судить о его культуре, об аккуратности и вкусе. Сотрудник дорожной полиции должен всегда иметь опрятный вид, быть стройным, подтянутым, с надлежащей воинской выправкой, то есть стоять и ходить с прямой фигурой, не сутулиться, держать плечи развернутыми, голову поднятой так, чтобы линия лоб - подбородок была строго вертикальной по отношению к земле", - говорится в документе.

- Здесь описан такой идеальный офицер: красивый, статный, аккуратный, умный, который красиво говорит и правильно пишет. Портрет идеального мужчины, мечты всех женщин! - резюмировал Роман Альманский. - Похвально, конечно, что так рьяно взялись за дисциплину и нравственность. И пора бы уже начальству дорожной полиции устраивать для своих подчиненных курсы по основам психологии и этики, дабы закреплять необходимые знания на практике. Только вот всем ли это по плечу?

Источник: Караван

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .