128868 фото Александра КАНЦЕДАЛОВА После ряда регламентных работ в Алматинск... Общество

В Алматинской области в воздух поднялись боевые "коровы"

фото Александра КАНЦЕДАЛОВА

После ряда регламентных работ в Алматинской области в воздух поднялись боевые "коровы".

Крупнейший в мире военно-транспортный вертолет Ми-26 принимает участие в масштабных учениях "Взаимодействие-2009". Стоит заметить, что и габариты, и технические, и грузоподъемные способности этой махины до сих пор поражают воображение иностранных военных даже из очень развитых стран, которых, казалось бы, трудно чем-то удивить на фоне постоянного прогресса в создании военной техники. Однако рекорды "коровы", как именуют Ми-26 как раз за внушительные размеры и несколько похожие очертания корпуса неофициальным порядком, все еще остаются непобитыми.

Справка: многоцелевой широкофюзеляжный транспортный вертолет предназначен для перевозки техники и крупногабаритных грузов массой до 20 тонн как внутри грузовой кабины, так и на внешней подвеске. Эксплуатируются более чем в 20 странах мира: Восточной Европе, Азии, Южной Америке, на Ближнем Востоке и т. д. Вертолет рассчитан на автономное базирование, не требует специальных стремянок, капоты двигателя и редуктора в открытом положении являются трапами. Вспомогательная силовая установка вертолета обеспечивает автономный запуск двигателей, элект-роснабжение механизмов при погрузочно-разгрузочных работах, проверку бортового оборудования, кондиционирование воздуха в кабине экипажа, обогрев в грузовой кабине и вентиляцию грузовой кабины на земле при погрузке-выгрузке самоходной техники.

На сегодняшний день в Казахстане 18 таких вертолетов. Практически все они 1990 года выпуска, однако, по словам командира воинской части 53975 полковника Марата Искакова, эти машины хорошо зарекомендовали себя в ходе боевых действий в Чечне и других горячих точках. Кроме того, аналогов Ми-26, как и его так называемому "младшему брату" Ми-17, в мире до сих пор нет.

- Списывать Ми со счетов еще рано, - отметил полковник Искаков. - Эти вертолеты постоянно модернизируются, поэтому вполне отвечают требованиям современности.

Кстати, 7 мая этого года полковник Марат Искаков был награжден орденом "Айбын" второй степени, который получил из рук президента страны Нурсултана Назарбаева за освоение новой техники, так что доверять словам командира части можно полностью.

Вместительность нутра знаменитой "коровы" действительно поражает. "В мини-футбол можно играть", - смеются техники. По словам специалистов, принципиальных отличий в управлении от более распространенного Ми-8 нет, однако ряд особенностей, конечно, имеется. Во-первых, сама масса машины предполагает иной ход. Кроме того, вместо привычных пяти лопастей винта у Ми-26 их восемь. Экипаж состоит из пяти, по необходимости, шести человек. Стрелкового оборудования у "коровы" нет, на него возложены исключительно транспортные функции. Расход горючего - 2500 литров на час полета.

 - Помимо своих 9 тонн горючего Ми-26 способен перевозить дополнительно еще 12 тонн. За раз "корова" способна заправить 8 танков. Кстати, если танк внут-ри не поместится, то БМД (боевая машина десанта) - вполне.

- У нас имеется необходимая база для обслуживания этих машин и квалифицированные кадры, - отметил полковник Искаков. - Необходимость в таких вертолетах есть всегда. Войска всегда нуждаются в оборудовании, продовольствии, боеприпасах. Ми-26 способен совершать посадку на неподготовленной площадке, в горах, пустыне, где угодно.

Что касается Ми-17, то, как уже говорилось ранее, его называют младшим братом Ми-26. "Боевая стрекоза" - прозвище более маленького и маневренного воздушного грузоперевозчика. В день нашего приезда Ми-26 находился на приколе, там проводились профилактические работы, поэтому подняться в воздух нам удалось на Ми-17. Для непосвященных стоит отметить, что ход у него гораздо мягче, чем у более мелких вертолетов. Пресловутая болтанка не чувствуется вовсе, разве что уши закладывает у особо чувствительных. Огневое прикрытие в воздухе обеспечивает боевой Ми-8 В-5. Как раз он и оснащен "стволами" для поражения как наземных, так и воздушных целей.

Помимо участия в учениях "Взаимодействие-2009" бойцам в/ч 53975 вскоре предстоит участие в других, более узкоспециализированных маневрах военно-воздушных сил. Поэтому в данный период каждый вечер с 17 до 24 часов здесь проводятся плановые полеты с исполнением сложных фигур высшего вертолетного пилотажа. Для обывателя все же более привычны выкрутасы самолетных асов, но оказывается, у вертолетчиков программа-минимум не менее сложная. Кроме того, отечественных пилотов вертолетов, по утверж-дению Марата Искакова, смело можно считать одними из сильнейших в мире.

- Высокое мастерство наших ребят отмечают все иностранные специалисты, которые бывали здесь, - заявил полковник. - Даже у американских летчиков программа намного проще и набор приемов минимальный. Несмот-ря, казалось бы, на богатый опыт войн в горячих точках.

- Американцы также удивлялись, насколько наши ребята быстро осваивали управление их вертолетами, - заключил полковник Искаков.

На территории аэродрома данной воинской части имеется несколько американских вертолетов Хью-2. Кстати, по словам военных, именно их аналоги можно видеть в знаменитой сцене из культового фильма Копполы "Апокалипсис сегодня", когда целая свора "воздушных стрекоз" под музыку Вагнера атакует вьетнамскую деревню. То есть Хью-2 также зарекомендовали себя в боевых действиях, однако петь оды заокеанским машинам наши летчики не спешат. Хотя и не умаляют их достоинств. По их словам, Хью-2 намного мельче и оттого гораздо маневренней привычных Ми, однако у них также имеется ряд недостатков. Каких именно, специалисты озвучивать не стали. Военной тайной также осталось точное число вертолетов в распоряжении воинской части. То есть если "модельный ряд" военные не скрывают, то число машин не разглашается.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .