128453 На прошлой неделе гениальный тенор и гранд-мастер оперного искусства П... Культура и шоу-бизнес

Доминго в Алматы: Иногда кажется, я только начинаю путь

На прошлой неделе гениальный тенор и гранд-мастер оперного искусства Пласидо Доминго дал концерт в Астане в честь дня рождения нашей столицы. Вызывали маэстро на бис хоть и не сто раз, как после премьеры "Отелло" в Венской опере 18 лет назад, где в его честь поднимали занавес 101 раз, и аплодировали стоя ему не полтора часа подряд, как бывало порой, тем не менее концерт в Казахстане вышел выдающимся. Ведь, что там скрывать, гость, чей голос является достоянием человечества, для нас большая редкость.

Великий Паваротти покинул этот мир два года назад, Каррерас на пенсии, сегодня Доминго единственный из трех великих теноров, кто работает в полную силу и руководит двумя театрами - в Вашингтоне и Лос-Анджелесе. Оказалось, что сеньор Доминго не только выдающийся певец, но и мудрый человек. Артист позаботился о том, чтобы о его концерте узнало как можно больше казахстанцев: одним из условий его визита была пресс-конференция, которую должны были дать накануне. Прилетел великий тенор в Казахстан за два дня до концерта на специальном чартерном самолете из Вероны, где он работает над новой версией "Кармен", правда, не в качестве певца, а в качестве дирижера. Об этом и о многом другом, включая свою страсть к яблокам, он рассказал местной прессе и даже исполнил для журналистов куплет "Гранады" от Августина Лары.

- Г-н Доминго, вы впервые выступаете не только в Казахстане, но и вообще в Центральной Азии. Приятно открывать новый для себя регион?

- Вне всяких сомнений! Поскольку Казахстан я посещаю впервые, ваша страна мне казалась загадочной и волнующей. Ведь сколько бы лет я ни пел, встреча с новым зрителем всегда волнует - вы знакомитесь с ним, а он открывает вас. Правда, до приезда в вашу страну мои познания ограничивались лишь впечатлениями моих коллег, которым доводилось сюда приезжать. Насколько я знаю, в 1991 году вы получили независимость и многие вещи изменились для ваших граждан коренным образом. Интересно наблюдать за тем, как развивается ваша страна, в том числе и за тем, что касается вашей культуры.

- Казахстанские оперные исполнители амбициозны - стремятся к мировым площадкам и большим именам. Знакомы ли они вам?

- К сожалению, нет. У меня сумбурные представления о ваших исполнителях. Но я имел возможность услышать местную музыку. Ваши музыканты встречали меня в аэропорту, когда я приехал, и это было очень приятно. Этот жест гостеприимства дал мне понять, что музыка является важнейшим элементом вашей культуры (для оперного гранда хор Национальной академии музыки исполнил казахскую народную песню "Жайдарман". - "&"). Я знаю, что в вашей стране уделяется серьезное внимание подготовке молодых исполнителей, которые могли бы стать звездами мировой величины. Нельзя не отметить экономических результатов, которых добился Казахстан, но ведь без культуры никакая страна не сможет выжить. Здесь забота о культуре заметна.

- Вы являетесь рекордсменом по сбору аплодисментов - ваше имя даже занесено в Книгу рекордов Гиннесса. В чем секрет такого успеха?

- Возможно, это частично можно объяснить тем, что в своем творчестве я стараюсь сделать оперу популярной для миллионов. Я являюсь оперным исполнителем, и поэтому 90 процентов своего рабочего времени исполняю оперные композиции. Но где бы я ни был с гастролями, я стараюсь удовлетворить интересы самой разной публики. Поэтому я исполняю кое-что из оперетт, а также отрывки из популярных бродвейских шоу. При этом я всегда стараюсь не просто петь, а передать свои эмоции и выразить характер и настроение моего персонажа, причем так, чтобы зритель в это поверил. У меня много персонажей в репертуаре, но без отражения на сцене их характера это все напрасно. Персонажи должны жить. У них должны быть сердце и душа. И вне зависимости от того, на каком языке исполняется опера, зрители должны понимать и сопереживать.

- Вы славитесь тем, что можете спеть на языке страны, которая вас приглашает. Вы пели на китайском, корейском, русском… Как вам удается совладать с незнакомыми языками?

- Исполнять произведения на чужом для себя языке нелегко. Это действительно сложная задача. Порой, если неправильно произнести слово, оно может приобрести иной смысл. Прежде чем приступить к репетиции, я консультируюсь относительно правильного звучания и правильного ударения в словах. Но это все техника, самое главное - понять смысл того, что исполняешь. Одни языки даются легче, другие сложнее. Но главное - стараться. Даже если ничего, кроме улыбки, я вызвать своим пением на национальном языке не могу, ну что ж, я старался.

- Вы по-прежнему один из самых востребованных певцов мира, где вы черпаете энергию?

- В работе! Она является для меня источником вдохновения и энергии. Я работаю уже 50 лет и до сих пор работаю с большим энтузиазмом, потому что для меня большая честь дарить людям счастье. Мне хотелось бы, чтобы люди, которые приходят на мои выступления, забывали о своих проблемах и уносили с собой то самое ощущение счастья, которое возникло у них на концерте. И я стараюсь, чтобы каждый раз это было так. Иногда мне кажется, что я только начинаю путь. Это заставляет меня двигаться вперед, будит во мне энтузиазм. Кроме того, я заряжаюсь энергией от молодых исполнителей. Они всегда очень нервничают, выступая со мной. Поэтому я должен их подстраховывать. Если на концерте выступают дуэтом, а один из артистов работает не в полную силу, это будет заметно. Даже если я себя плохо чувствую, я собираюсь и говорю себе, что я должен быть учителем и обязан петь безупречно. Тем более что мои молодые коллеги стараются петь на высшем уровне. Поэтому я часто их беру с собой. В Казахстан я привез г-жу Вирджинию Тола, она из Аргентины. Ее великолепное сопрано я заметил на конкурсе "Опералия", который я провожу течение последних 18 лет. Г-жа Вирджиния Тола была победительницей одного из таких конкурсов.

- Как вы относитесь к современным исполнителям?

- Популярной музыке легче добиться любви публики. Нам, исполнителям классической музыки, приходится бороться за зрителя. И потому поп-музыкантов намного больше. Я понимаю любовь людей к Beatles, U2, Уитни Хьюстон или покинувшему нас Майклу Джексону, великому певцу и гениальному танцору, которого можно было поставить в один ряд с легендарными танцовщиками Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым, но существует большое количество групп-однодневок. Иногда я даже не понимаю, как эти певцы могут нравиться публике? Но они есть.

- Вы выступаете много лет, определились ли вы за это время с собственными пристрастиями? Могли бы вы назвать ваши любимые оперы?

- Меня можно сравнить с многодетной итальянской или испанской семьей, где было по 6-8 детей. И если кто-то спрашивал у матери, кто ваш любимый ребенок, она не могла ответить. То же самое и у меня - у меня слишком много любимых опер. Мой принцип - наслаждаться той оперой, которую я исполняю сегодня, она для меня лучшая. Я думаю, что такое отношение к музыкальному материалу - единственный способ донести его до зрителя верно.

- Говорят, после нашего концерта вы еще выступите в Москве. Чем займетесь после гастролей?

- Буду отдыхать. В конце июля собираюсь взять отпуск на две недели. Я стараюсь отдыхать две недели летом и две недели на Рождество. Это время я провожу со своей семьей, со своими внуками. Общение с близкими для меня что-то вроде подпитки - чтобы я и дальше мог радовать зрителей."Каламкас" от Доминго

Лишне было бы говорить, что в день концерта великого тенора столичный Дворец независимости был набит до отказа - чиновники, дипломаты, народные артисты. Простых любителей музыки оказалось немного - для них попросту не нашлось билетика по демократичной цене. Понятно, что впечатление от концерта с участием артиста такого уровня затмило разум даже тех, кто был здесь скорее по долгу службы, а не из-за своей великой любви к опере. Устоять перед харизмой и обаянием испанского тенора, несмотря на то, что его возраст пусть очень туманно и крайне деликатно, но все же напоминает о себе, было попросту невозможно.

Концерт певца под аккомпанемент Государственного филармонического оркестра столицы, которым управлял известный американский дирижер Юджин Кон, длился около двух часов. В программе прозвучали итальянские, немецкие и испанские оперные арии. Временами Доминго уступал сцену, но никак не позиции - он был по-прежнему в хорошей для концертов форме. Приглашенная маэстро Вирджиния Тола составила ему достойную партию - ее сопрано и вправду оказалось на высоте. Пока артист вызывал у слушателей мурашки своим проникновенным пением популярных арий - "Плача Федерико" из "Арлезианки" Чилеа и партии Сида из одноименной оперы Массне, - его очаровательная партнерша пела темпераментные арии из "Адриенны Лекуврер" Чилеа и полузабытой "Луизы" Шарпантье. Что касается самого Доминго, то уже в первой части ему удалось немало удивить своих поклонников, исполнив сложную и несвойственную ему партию Зигфрида из "Валькирии" Вагнера. "В Вагнере Доминго стал другим. Его голос с красками типичного любовника совершенно иначе ложится на образ одиночки и "чужака", каким всегда представал герой-тенор Вагнера", - писали о нем однажды критики. Казахстанские слушатели готовы были подписаться под этими словами. Первое отделение гости завершили дуэтом из "Друга Фрица" Масканьи.

Второе отделение было чуть менее "попсовым". Началось оно с оперетт Легара "Страна улыбок" (ее пел Доминго) и "Веселая вдова" (ее исполняла Тола). Затем слушателей погрузили в произведения "неклассиков" - испанских и латиноамериканских композиторов Барбьери, Морено-Торроба, Сорозабал и др. Они исполнялись также поочередно. Нужды в перформансах, которые, говорят, любит устроить маэстро на сцене - он то будто выясняет отношения с дирижером, то общается с залом, - не было. Эмоции и без того били через край.

Когда в финале Пласидо Доминго спел культовую песню "Besame muсho" и мексиканскую "Гранаду", которую он уже исполнял на пресс-конференции, слушатели чуть было не разрыдались от умиления. Естественно, что все восторги и комплименты собрала песня Абая в исполнении именитого гостя "Айттым салем, Каламкас", которую звездный гость исполнил в качестве сюрприза. Слышать родную песню в исполнении великого маэстро было приятно. Надо отдать должное королю бельканто: он нашел в своей программе место и для казахской музыки и для местных исполнителей. К примеру, в рамках концерта маэстро оперного искусства Алибеку Днишеву доверили петь знаменитую "Козiмнiн карасы", также в программу концерта вошел симфонический кюй Е. Рахмадиева "Кудаша-думан". Нашлось место и для оперной дивы Нуржамал Усенбаевой. Завершили концерт квартетом вокалистов: Пласидо Доминго, Вирджиния Тола, Алибек Днишев и Нуржамал Усенбаева. Под бурные аплодисменты и нескончаемые крики "браво!" гость пригласил Президента РК Нурсултана Назарбаева на сцену и специально спел "Happy birthday". Люди уходили с концерта с тем самым ощущением счастья, о котором говорил великий тенор в своем интервью местной прессе.

Источник: Бизнес&Власть
В статье: Астана Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .