126045 Фото: vipseo.biz На предстоящий сезон отпусков у каждого свои надежды... Общество

В этом сезоне отдыхать станет дешевле

Фото: vipseo.biz

На предстоящий сезон отпусков у каждого свои надежды: турфирмы рассчитывают, что во время кризиса люди не станут экономить на отдыхе, туристы же ищут горящие туры. О том, чьи ожидания оправдаются этим летом, рассказала директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

- Рашида Рашидовна, при сегодняшней экономической ситуации, когда снижена покупательная способность населения, каким образом турфирмы могут привлечь клиентов?

- В первую очередь это, впрочем, как и всегда, ценовая политика. Уже сейчас вы видите заманчивые предложения на туристическом рынке. Самой популярной по-прежнему остается Турция. Весной мы были свидетелями многочисленных презентаций турецких отелей. Руководители постарались донести до наших турфирм и потребителей мысль о том, что в любой экономической ситуации нужно постараться выжить и понять друг друга. Если они потеряют казахстанских туристов, это сильно скажется на их бизнесе. Поэтому их гибкая ценовая политика - один из основных факторов привлечения туристов. Все понимают, что когда у людей есть финансовые проблемы, они в первую очередь экономят на отдыхе. В конце мая - начале июня, когда пик сезона еще только начинается и спрос не достиг своего максимума, туроператоры уже дают другие, более мягкие цены. Они снижены не менее чем на 20-25%. Перелет обходится в пределах $450-550. На рынке есть разные предложения - например, размещение в двухместном номере пятизвездочного отеля в июне вы можете получить за $100 в сутки. Но надо понимать, что это июньские цены. В пик туристического сезона (июль-август) цены поднимутся. Сегодня очень привлекательна по цене Болгария. В среднем вся поездка может обойтись отдыхающему в пределах $1000. По горящим турам и того дешевле.

- Огромное количество горящих путевок - не признак ли это того, что сегодня курорты пустуют?

- Давайте разберемся в ценообразовании, когда речь заходит о крупной туристической фирме. Чартеродержатель, как правило, - это турфирма, которая арендует самолет и бронирует отели заранее. За неделю до вылета он понимает, что загруженность борта составляет всего 50%. Чтобы не прогореть, кресло в самолете и номер в отеле он отдает практически по себестоимости. Это как раз тот случай, когда цены за перелет могут варьироваться. Для туриста путевка подешевеет на 10-25%.

- Если турфирма предлагает путевку по очень низкой цене, стоит ли рассматривать такое предложение?

- Если оператор начинает продавать тур уже ниже его себестоимости, то у клиента должен возникнуть вопрос: насколько можно доверять компании? Серьезная фирма никогда не станет работать в минус. Это бизнес. Даже если одно из направлений в итоге не окупится, всегда можно компенсировать эти потери за счет других более прибыльных туров. Поэтому следует тысячу раз проверить, прежде чем решиться на сомнительное путешествие.

Буквально недавно был случай: новая на рынке фирма продавала туры за $700, при этом предлагала очень дорогие пяти¬звездочные отели. Люди кинулись скупать "выгодное" предложение. В результате турфирма разорилась и более 50 человек остались обманутыми. У каждого продукта есть своя цена, не следует забывать об этом, даже когда вы хотите сэкономить.

- Что вообще сегодня происходит на рынке турфирм в Казахстане? Сокращается ли их количество? Кто сегодня чувствует себя наиболее комфортно?

- Начиная с осени 2008 года примерно 7% турфирм закрылись. Одни приостановили деятельность на зимний период, другие вовсе свернули свой бизнес. Это как раз те, кто не смог продержаться на рынке, обанкротился и, что хуже всего, не смог выполнить своих обязательств перед клиентами. Основные игроки, которые присутствуют в Казахстане не менее 5 лет, остались и работают. При любом раскладе люди будут отдыхать, так что объемами турфирмы себя обеспечат.

- Каковы прогнозы по количеству отдыхающих на этот год?

- За последние полгода мы отмечаем спад числа отдыхающих. В осеннее-зимний период на 18-25% снизились продажи путевок. В сезон отпусков ситуация, несомненно, другая. Люди предпочитают отдыхать летом, что автоматически дает увеличение продаж. Во время кризиса трудно предугадать, что даст летний сезон. По сравнению с прошлым сезоном мы ожидаем спад, аналогичный периоду осень-зима’2008-2009, - на 18-25%.

- Недавно вы сказали о том, что увеличивается количество отдыхающих внутри страны. Сколько смогут сэкономить казахстанцы, если будут отдыхать на наших курортах? Как вы оцениваете при этом соотношение цены и качества?

- Существует тенденция, типичная для всего международного туризма, которая характерна и для нас. Когда возникают экономические, политические, природные, техногенные катаклизмы, статистика всегда показывает снижение потока туристов на выезд из страны. Поскольку потребность у людей в отдыхе все равно остается, они ищут возможности проведения отпуска поближе к дому.

Тем не менее этот вопрос достаточно сложен, потому что мы имеем сегодня слаборазвитую инфраструктуру, плохие дороги, некачественные автобусы, дорогие услуги, отсутствие придорожного сервиса. Сказать, что цена соответствует качеству, также достаточно сложно. В данном случае человек экономит в пределах $1000 лишь на авиаперелете. Остальные услуги примерно того же ценового уровня, что и за границей.

Хотя уже сегодня у нас есть очень хорошие качественные услуги и сервис по соответствующей цене. И конечно, когда казахстанцы путешествуют внутри страны, но за пределами мегаполисов, эти услуги стоят дешевле. Еще одна особенность состоит в том, что казахстанский "внутренний" турист - это экотурист, человек, который отправляется путешествовать на природу. Здесь он неприхотлив. Сегодня в Казахстане существует 88 гостевых домов. Это комнаты, которые открывает местное население в своих домах вблизи уникальных природных объектов. Проживание там стоит недорого, примерно 4500 тенге в сутки с питанием. Это домашние условия - то, что любят иностранцы. А наш человек, если и стремится за границу, то для того, чтобы испытать на себе все прелести комфорта.

- Наметилась ли тенденция к развитию инфраструктуры отдыха в Казахстане? Стали ли инвесторы задумываться о том, что средства, вложенные в эту инфраструктуру, могут быстро окупиться?

- Эта тенденция только-только намечается. Мы надеемся, что развитие внутреннего туризма может стать толчком к развитию инфраструктуры. Казахстанские предприниматели и сегодня видят, что можно вкладывать деньги в сферу услуг. Даже небольшое кафе, ресторан или юрточная кухня быстро окупятся. Вопрос теперь только в том, сколько у нас таких инвесторов осталось.

- Иссык-Куль… Как вы думаете, наступят ли наконец времена, когда отдых там по качеству не будет уступать отдыху в Турции и при этом будет значительно дешевле из-за низких транспортных расходов? Каковы перспективы на этот год?

- В 2008 году мы получили спад поездок на Иссык-Куль на уровне 30%. Опять-таки рынок предлагает достаточно дешевые условия для отдыха, например в той же Турции. Разница может составить всего лишь $300-500. К счастью, сегодня киргизские владельцы отелей понимают, что они должны выживать в конкурентной борьбе за казахстанского потребителя. Тем более что мы - их основной потенциал. И там вы тоже можете встретить разграничение по цене и качеству. Сегодня Иссык-Куль все чаще предлагает размещение в отелях более высокой категории. Есть и среднее звено, и квартиры. Здесь присутствует весь ценовой спектр, тем их курорты и хороши. Можно выбрать подходящий. На туристическом форуме в этом году была озвучена мысль, что цены в этом сезоне за проживание повышаться не будут. В прошлом году мы получили спад количества отдыхающих на Иссык-Куле, в этом надеемся выйти хотя бы на уровень 2007 года.

- А насколько комфортно чувствуют себя наши инвесторы на территории Кыргызстана? Наверняка многие бизнесмены понимают, что там можно организовать прибыльное дело.

- Был период, когда шли разговоры о том, что казахстанские отели могут забрать, тем не менее наши предприниматели строят там, несмотря ни на что. Да и киргизская сторона, полагаю, заинтересована в наших инвестициях. Но с учетом того, что возникают какие-то неспокойные моменты, я думаю, каждый предприниматель задумывается, насколько небезопасно выходить на рынок Кыргызстана. Потенциал там огромный, инвестиции идут, но не в тех объемах, которые могли бы делать наши бизнесмены.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .