125638 Фото: sunhome.ru С 1965 года в межзвездном пространстве и окружающих ... Калейдоскоп

Ученые доказали, как в космосе может зародиться жизнь

Фото: sunhome.ru

С 1965 года в межзвездном пространстве и окружающих звезды газовых и пылевых дисках было открыто 140 видов органических молекул. Российские ученые доказали, как именно в суровых условиях космоса может образовываться жизнь.

Разные кирпичики мироздания находят в Галактике чуть ли не каждый год - от простого метана до сложных органических соединений. Начиная с 1965 года, в межзвездном пространстве и окружающих звезды газовых и пылевых дисках было открыто 140 видов молекул, в том числе этиловый спирт, формальдегид и муравьиная кислота.  Однако как именно из мельчайших частиц в космосе образовались живые клетки, до последнего времени ученым было непонятно.

Команда российских ученых из Института космических исследований доказала: синтез органических молекул может происходить при столкновении мельчайших частиц материи на сверхвысоких скоростях - до тысячи километров в секунду. Таким способом могут рождаться те же аминокислоты - молекулы, из которых состоят белки - основа земной жизни.

"Мы моделировали микрометеоритный удар с огромной скоростью и образовывали плазменное облако, а потом с помощью спектрометрического метода смотрели, какие молекулы образуются. И мы начали понимать, что в этом минимальном плазменном факеле образуются достаточно пространные молекулы", - рассказал  академик Международной академии астронавтики Георгий Манагадзе.

Как полагают ученые, именно при образовании плазменного факела под воздействием электромагнитных возмущений молекулы получили возможность размножаться и передавать генетическую информацию от поколения к поколению. В конечном счете это и привело к появлению жизни на Земле.

"Жизнь, скорее всего, зародилась в кратере, а потом ее засыпало землей. У нее там была вода,  определенные газы. Первичная жизнь перерабатывала, скорее всего, самое простое - это были метанобразующие примитивные бактерии. Не надо им ни Солнца, ни кислорода", - сказал  Георгий Манагадзе.

Внешний слой метеорита выполняет функцию оболочки, которая защищает молекулы от внешних воздействий. Бомбардировка поверхности Земли метеоритами длилась 200  миллионов лет. Гигантская природная лаборатория с огромным количеством попыток, чтобы создать, быть может, одну-единственную молекулу, способную ожить и дать потомство.

"Был найден какой-то единый механизм. Могли возникнуть органические молекулы, необходимые для зарождения жизни", - считает  Манагадзе.

Космическая жизнь, как и земная, имеет одну природу и основана на углероде. "Звездные" молекулы по-прежнему падают на Землю.

"Мы этого просто можем не замечать. Мы не замечаем, как выпадает космическая пыль на Землю, - сказала Елена Воробьева, старший научный сотрудник МГУ, -   и в достаточно больших количествах. Поэтому такой обмен существует".

Сегодня экспедиции поиска внеземной жизни готовятся к отправке на спутник Юпитера Европу и спутник Марса Фобос. Космические аппараты возьмут пробы грунта, реликтовое вещество, и определят, возможна ли органическая жизнь вне Земли. Спутники планет особенно интересны ученым, поскольку в процессе их эволюции они сохранились в первородном состоянии.

"Если мы найдем жизнь на других планетах,  то это действительно будет означать, что либо жизнь может возникать многократно, либо она имеет какой-то единый источник, но может переноситься в космосе. Какие формы может принимать жизнь? Действительно ли жизнь, известная нам  биологическая форма на основе углерода, - единственная форма жизни или надо искать какие-то подобия, но отличные от земной формы? Такие задачи тоже теоретически прорабатываются", - подчеркнула Елена Воробьева.

В исходных ядрах жизни, по мнению ученых, есть все эволюционные возможности. Они заключены в самом генетическом коде. И если на Фобосе, Европе или Марсе обнаружат жизнь, которая выдерживает суровые космические условия, то это будет говорить о том, что космос, еще недавно считавшийся необитаемым, насыщен биологической жизнью.

Источник: Вести.Ru