125610 Очередным гостем общественно­политического интеллектуального клуба "Ай... Культура и шоу-бизнес

Сергей Азимов: Мы в катастрофическом положении!

Очередным гостем общественно­политического интеллектуального клуба "Айт парк" стал Сергей Азимов. Экс-руководитель "Казахфильма", а ныне директор кинокомпании "Танарис" и политолог Нурлан Еримбемтов высказались и даже поспорили относительно судьбы современного казахстанского кино и последних отечественных киноновинок.

Фото Андрея МАГАЯ
Справедливой похвалы удостоился фильм "Тюльпан" режиссера Сергея Дворцевого, недавно вышедший в кинопрокат.

— "Тюльпан" — великолепный фильм, я плакал и смеялся при его просмотре. Причем в кинозале было всего пять человек, и четверо из них наблюдали за моей реакцией. Вот уже месяц я живу впечатлениями от этого фильма. Несмотря на высказывания кинокритиков, я не считаю, что это спекуляция на нашем быте, мазанках и прочем. У нас действительно есть комплекс неполноценности: почему мы должны снимать фильмы, которые обязательно должны понравиться иностранцам? Что о нас подумают великие люди в Каннах? Не надо комплексовать! - восхищался и одновременно возмущался Нурлан Еримбетов.

Но мнения участников порождали и жаркие споры. В частности, разошлись точки зрения касательно картины Сатыбалды Нарымбетова "Мустафа Шокай". Политолог Нурлан Еримбетов высказал критику в адрес фильма, отметив, что "с таким историческим материалом надо обращаться бережнее".Сергей Азимов же, со своей стороны, аргументировал трудностями при восстановлении хроники исторических событий.

Высокую оценку Азимова получил и нашумевший фильм Ермека Турсунова "Келiн". "Очень хорошая картина, - отозвался он. - Сценарист Ермек Турсунов все, что аккумулировал в душе, выплеснул на экран…"

А вот в отношении картины Жанны Исабаевой "Карой" собеседники были на редкость единодушны — создателям ленты досталось.

- Картина снята человеком, который мало знает предмет, о котором снимает, - предположил Сергей Азимов. - Это взгляд извне, который показывает народ, не любя его. Должно быть уважение к своему народу, боль за свой народ. А это сторонний взгляд. У нас есть такая прослойка в обществе,  которым присущи нигилизм, снобизм, и они могут взять и сделать такую картину. Это скорее европоцентристский взгляд на жизнь степную…

Обсуждением фильмов не ограничились. Был затронут и больной кадровый вопрос, наверняка интересующий многих: почему так часто меняются руководители "Казахфильма" и к чему может привести подобная чехарда?

-  Смена руководства "Казахфильма" - вопрос не ко мне, - парировал Азимов. - За время моего пребывания на этом посту были и ошибки, что­то не удалось, но многие проекты удались. Человек, который пришел мне на смену, пробыл на этой должности довольно короткое время. Пришедший ему на смену Аманшаев - опытный специалист в области искусства. Результаты его работы покажет время. Я противник преждевременных оценок.

Не менее больной вопрос - низкий объем производства фильмов в стране. Несколько лет назад в Казахстане снимались всего 1-2 картины в год, затем удалось довести годовой объем производства до 5-6 фильмов. Не обошлось и без традиционных сравнений с россиянами. По разным оценкам, в России снимается от 100 до 300 картин в год. У нас же - такое ничтожно малое количество. Все дело в пресловутом финансировании. По мнению Азимова, в 2003-2007 годах правительство Казахстана вполне могло выделять на развитие киноиндустрии в несколько раз большие суммы, чем выделяло. Сегодня, благодаря сотрудничеству с независимыми продюсерскими компаниями, Казахстан производит порядка 15-20 картин в год. Другой вопрос — мало кто эти картины видел.

— Решение проблемы заключается в создании альтернативной системы проката, - считает Сергей Жумабаевич, — чтобы кинотеатрам, частным в том числе, было выгодно показывать казахское национальное кино. А для этого нужны государственные дотации в киноиндустрию. Необходимо также объединение продюсеров в ассоциацию, поскольку Союз кинематографистов никакого существенного вклада в развитие независимого кинематографа не вносит. Должна быть специальная политика государства, направленная  на популяризацию казахского кино, широкий кинопрокат на ТВ и в сети кинотеатров…

Как известно, в споре рождается истина, и этот спор - не исключение. Сегодняшнюю истину, рожденную в этих дебатах, озвучил Сергей Азимов: "Вкусы художественные, нравственные, эстетические надо прививать. И в этом смысле мы находимся в катастрофическом положении!" Бывший главный киношник страны поделился и новостями.

— Сейчас меня больше интересуют взаимоотношения мужчины и женщины, - откровенничал Азимов, - и я реализую большой документальный проект. Уже готов фильм "Таусылмайтын махаббат" ("Неиссякаемая любовь") о Касыме Кайсенове и его  супруге. Снимается лента об истории жизни и любви Адильхана Нуршаихова.

Закончена работа над картиной "Рай для мамы", снятой по Махмальбафу. "Несмотря на драматическую гибель главной героини, это добрый, щемящий, гуманистический фильм", - считает создатель картины Сергей Азимов. 

Но, пожалуй, самая сенсационная новость - в Казахстан ждут Жерара Депардье. Звезда мирового кино дал свое согласие на исполнение одной из ролей в казахстанском фильме "Поздняя любовь", который будет сниматься в жанре социальной комедии. В настоящее время проект запускается в действие, Депардье должен приехать в сентябре этого года. Финансируется лента по принципу 50/50 - половина из госбюджета, вторую берет на себя студия "Танарис". По словам Азимова, проект финиширует в конце текущего года, посмотреть же отечественный фильм с участием Депардье казахстанцы смогут следующей весной.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .