Top.Mail.Ru

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Есть ли у казахстанских детей права и как их защищать?

Опубликовано:

Есть ли у казахстанских детей права? Какие и как их защищать? На что может рассчитывать униженный или оскорбленный ребенок? Куда обратиться родителям, которые не знают, как поступить, когда речь идет о защите своего отпрыска? На эти и другие вопросы отвечал на прямой линии директор Департамента по защите прав детей Министерства образования и науки Тлек Увалиевич КАРЫМСАКОВ.

Проникнуться доверием

Наталья Литвинова: Тлек Увалиевич, как попасть к вам на прием? У меня есть проблемы, о которых хотелось бы лично поговорить.

Сообщаю, Наталья, для вас и для всех. При департаменте работает общественная приемная постоянно действующий информационно­координирующий орган, и в своей деятельности руководствуется общепризнанными нормами и принципами международного и отечественного права. У нас есть квалифицированные специалисты, юрист, психолог, которые готовы помочь. Если консультации недостаточно или вопрос не входит в компетенцию департамента, мы пробуем решать проблемы совместно с другими организациями: управлениями здравоохранения, образования, социальной защиты населения и другими. Кроме того, есть телефон доверия, который работает с 9 до 18.30.

Сауле Бейсембаева: Я хотела узнать, может ли мой сын, которому исполнилось 16 лет, устроиться летом на работу?

Согласно нашему законодательству, уже с 14 лет ребенок может устроиться на временную работу. Но как сказано в законе, чтобы это было не в ущерб занятиям и, самое главное, здоровью.

Акмарал Мажитова: Тлек Увалиевич, моя сестра живет в сельской местности, там нет средней школы. Ее сын, мой племянник, прописан у меня и учится в столичной школе. И мне одно непонятно: почему постоянно моему племяннику учителя или прямо говорят, или намекают, что надо учиться по месту жительства родителей. Как я могу защитить права своего племянника? Он же имеет право жить и учиться в столице?

Конечно, Акмарал, имеет право. Согласно закону об образовании, родители могут выбирать для ребенка любую школу. Но в вашем случае есть один нюанс: у вас должна быть нотариально заверенная доверенность от родителей, что они вам доверяют, а вы отвечаете за жизнь и здоровье ребенка. И учиться он должен по месту регистрации.

Спасибо, я и не знала, что нужна доверенность. Мы­-то все решили посемейному, просто.

Айгерим Нурпеисова: Меня интересует вопрос, занимаетесь ли вы усыновлением и оформлением опеки и попечительства?

В наши обязанности это не входит. Усыновлением и попечением занимается Управление образования города. Однако наши специалисты при обращении по данному вопросу дадут квалифицированную юридическую консультацию, объяснят вам механизм этих процедур.

Елена Дмитриенко, президент детского союза "Жулдыз": Будут ли выделять гранты детским общественным организациям по социально значимым проектам? Например, возрождение нравственно­духовных ценностей и тому подобное?

У нас на сегодня ситуация такова, что гранты выделяет Управление внутренней политики. Порядок таков: в СМИ объявляются тендеры, и если вы видите свой профиль, то можете подать заявку и участвовать в конкурсе.

А готов ли ваш департамент сотрудничать с детскими средствами массовой информации? В частности, с изданиями союза "Жулдыз"?

Конечно. Мы с вами и сотрудничаем. Постоянно получаем журнал. Я вам даже посылал статью.

Более тесно это в каком плане? Больше выписывать журналов мы не в состоянии, но информационную поддержку готовы оказывать. То есть какие­либо заметки, статьи о наших семинарах, дебатах. Если это вас устроит. У вас интересный журнал, талантливые юные журналисты…

Поддержать сироту

Надежда Перова: У меня погиб муж. На руках остались трое детей: 6 лет, 4 года и 8 месяцев. Сама я сирота, теперь родители мужа отказали мне в жилье. Вы можете нам помочь?

Приходите к нам. Мы готовы представлять ваши интересы в компетентных органах. Помогли же мы семье с четырьмя детьми, которую обнаружили во время рейда на даче. Сама мама - также бывшая воспитанница детского дома. Из­за ее беспечности дети не имели даже свидетельств о рождении, и у нее самой нет удостоверения личности. Сейчас мы восстанавливаем документы, послали запрос в Южно­Казахстанскую область, откуда они приехали. Будут документы, и семья сможет получать социальные пособия. Уже облегчение. Когда семье негде было жить, мы на первое время поселили их в кризисный центр. Так что обращайтесь к нам в департамент. Надо вникнуть в вашу проблему.

А вообще, какие льготы дает государство детям­сиротам по выходу из детского дома?

Очень непростой вопрос. Вы должны зарегистрировать заявление на получение жилья по льготной очереди N1. Но по достижении двадцатитрехлетнего возраста эта льгота пропадает. У вас ее, скорее всего, уже нет.

Бибигуль Орынбаева: Я являюсь опекуном девочки­сироты. Она учится в колледже, где другие такие же сироты, помимо стипендии, получают пособия от фонда "Бобек". Имеет ли моя девочка право получать такое пособие?

Действительно, фонд "Бобек" помогает детям­сиротам, которые воспитывались в детских домах, в приютах, деревнях семейного типа, тем детям, у которых не было опекунов или попечителей и которые затем продолжили обучение. Им такая благотворительная помощь оказывается ежемесячно. Сегодня в Астане 111 ребятишек получают финансовую поддержку от фонда "Бобек". У нас с ним заключен договор, и мы подаем списки ребят, обучающихся в профтехлицеях, вузах и колледжах. К сожалению, ваша девочка не может претендовать на такую финансовую поддержку.

Наши заграницей

Анатолий Давыдович Крунько: Мой внук учится в Германии, подчиняется законам той страны, но если его обижают или вообще он попадет в какуюнибудь передрягу, что ему делать? Это я на всякий случай. Душа­то болит.

Анатолий Давыдович, если ваш внук не сменил гражданство Казахстана, то имеет возможность обратиться за помощью и поддержкой в посольство РК. Там ему все разъяснят.

В школу, минуя детский сад

Галина Андреевна Калашникова: Моему внуку шесть лет. Ему уже скоро в школу идти, а он в сад так и не попал. В очереди стоят тысячи детей. Нам же к школе надо готовиться!

К сожалению, помочь вам нечем. Положение с детскими дошкольными учреждениями тяжелое. Прирост населения шел так стремительно, что строительство школ и детских садов за этими темпами не успевало. Едва ли вас утешит такой ответ, но другого объяснения нет. Однако в школах и при садиках обязательно будут организованы подготовительные группы, и вы сможете этим воспользоваться.

Для кого комендантский час?

Бабушка Анна: Если учитель повышает голос на моего внука, это считается ущемлением его прав?

За нарушение педагогической этики, нормы которой прописаны в законодательстве, учитель может быть привлечен к ответственности. Он не должен никаким образом унижать ребенка и его родителей. Если есть такие факты, обращайтесь. Назовете номер школы, класс, и мы обязательно поможем.

Завуч одной из столичных школ (не захотела назваться): В некоторых странах СНГ обсуждается тема комендантского часа для детей и подростков. Почему бы и нам ее не обсудить? Я не понимаю, зачем детям в поздний час болтаться по улицам, по компьютерным клубам? Что вы скажете на это?

Может, слова "комендантский час" звучат не слишком приятно, но я за то, чтобы в позднее время дети находились дома с родителями. Они не должны оставаться бесконтрольными и подвергать себя риску. Мы часто совместно с полицией проводим рейды под разными кодовыми названиями. Например, "Дети в ночном городе", "Рынок", "Компьютер". Обнаруживаем ночью детей и в компьютерных клубах, и на вокзалах, и на улицах. Если ребенок местный, то связываемся с родителями, а если приехал из другого города, помещаем в Центр временной изоляции и адаптации для несовершеннолетних. Я за то, чтобы ввели ограничения свободы передвижения детей без сопровождения взрослых в позднее время суток.

Самопознание от осознания

Дауир Сабитов: Тлек Увалиевич, расскажите более подробно об учебном предмете "самопознание". Некоторые говорят, что он очень сложный для ребенка. В чем вообще смысл этого предмета?

Предмет "самопознание" ведется в виде эксперимента с 2002 года. В Астане его проходят в двух школах с русским языком обучения (№22) и казахским (№38), и в двух детских садах с русским языком обучения и с казахским. Главная цель самопознания возродить дух нравственных ценностей, чтобы ребенок с малых лет понимал, что такое доброта, сердечность, любовь, эгоизм… Да, он может показаться сложным для детей, но весь смысл этого предмета заключается в том, что он рассчитан на совместную работу ребенка и родителей. Это тесное сотрудничество, без которого обучить этому предмету невозможно. Он и введен для того, чтобы дети и родители шли в одном направлении, чтобы дома и в школе говорили на одном нравственном языке. Для этого в школах проводятся совместные классные часы. Кроме того, этот эксперимент ведется в колледжах и ряде вузов. Там готовят кадры, чтобы впоследствии во всех школах был этот предмет.

Юлия Санькова: Я молодая мама, мой ребенок учится в первом классе. Я знаю, что в 22 школе проводятся уроки самопознания. Почему этот предмет не ведется в других школах?

Сейчас разрабатываются учебнометодические комплексы с учетом накопленного опыта, и ориентировочно с 2010 года будет повсеместно внедряться этот предмет.

Тлек Увалиевич, я работаю учительницей в 50 школе. Постоянно узнаю о каких­то интересных семинарах, тренингах. Как бы в них поучаствовать?

Мы действительно проводим много полезных и в познавательном, и в развивающем отношении семинаров для школьных инспекторов, психологов, социальных педагогов. Обычно рассылаем информацию в каждую школу, но доводит ли руководство ее до учителей, это другой вопрос. Можете записать наши телефоны и держать с нами связь непосредственно.

Корреспондент: Давайте уточним. Если нарушены права ребенка, то куда можно обратиться?

Обращайтесь в общественную приемную нашего департамента. Наш адрес: г. Алматы, пр. Абая, 20,каб. 204, 206. Телефоны доверия и общественной приемной: 321409, 321463.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/124830-est-li-u-kazahstanskih-detej-prava-i-kak-ih-zashhishhat/

pixel