KZ
Приоритеты Вашингтона в ЦА – Ташкент и Ашхабад
Новости Политика и экономика

Приоритеты Вашингтона в ЦА – Ташкент и Ашхабад

Расказать Вконтакте

Узбекистан и Туркменистан будут оставаться в центре внимания администрации Б.Обамы в Центральной Азии.

Напомню, что после распада СССР Соединенные Штаты установили доверительные и близкие отношения с Ташкентом, а президент Узбекистана И. Каримов считался в Госдепартаменте США "надежным другом и союзником Америки в Центральной Азии". Разместили тогда американцы в Узбекистане свою военно-воздушную базу в Карши, а узбекский президент недвусмысленно заявлял, что именно на Соединенные Штаты его страна будет делать ставку в международных отношениях.

Но потом случился Андижан, и последовавшее за этими трагическими событиями дружное осуждение Ташкента со стороны и США, и Евросоюза. Однако за время, прошедшее с момента свертывания отношений между Западом и Узбекистаном та же Америка фактически только проиграла от своей дипломатической принципиальности. И тогда в Вашингтоне было принято решение вернуться в "узбекский вакуум", куда, между прочим, за эти годы по серьезному ни Россия, ни Китай так и не внедрились.

Теперь же в американо-узбекских отношениях наступил новый этап, во многом связанный с расширнием операции сил коалиции в Афганистане. Сам президент Узбекистана И. Каримов пообещал и США, и НАТО оказывать этой операции всяческую поддержку, а также высказался за привлечение в страну американского бизнеса. Показательно и то, что посещающие Ташкент в последние месяцы ключевые чиновники Госдепапратмента и Пентагона больше не "выкручивают словесно руки" своим узбекским собеседникам по поводу соблюдений прав человека и другим "второстепенным вопросам", а стараются по максимуму найти с ними всевозможные точки не разногласий, а соприкосновения.

Разумеется, что Москва тут же И. Каримова заподозрила в про-американском крене, хотя неучастие Узбекистана в тех или иных мероприятиях и СНГ, и ОДКБ не является чем-то уж "совсем про-американским" по своей сути. Ведь о том, что на самом деле на уме у И. Каримова, не знают ни в Москве, ни в Вашингтоне. А узбекский президент, как опытный и искушенный политик "восточного разлива", разыгрывает свою "дипломатическую партию", при которой его страна намерена получить все, что возможно и от Америки, и от России. И это при том, что в России по каким-то непонятным причинам считают, что "Каримов - это наш парень", а вот в руководстве США уверены как раз в обратном.

По аналогичной схеме развивается и взаимодействие между Вашингтоном и Ашхабадом. Пока у власти в Туркменистане был С. Ниязов, отношения между двумя странами были фактически на нуле, и у Вашингтона по-существу не было никаких шансов на нормализацию контактов с Туркменистаном. Однако с приходом к власти в республике Г. Бердымухамедова ситуация изменилась.

При этом американцы посчитали, что нынешнее туркменское руководство вполне созрело для проведения политики реформ, которые в конечном итоге приведут к демократизации жизни в стране (пусть неспеша, и с некоторыми перекосами, но все же есть на это какая-то подспудная надежда). Проникся президент Туркменистана и так называемой "энергетической безопасностью", которую и Вашингтон, и Брюссель готовы обеспечить республике в обмен на поставки энергоносителей по трубопроводу "Набукко".

Во многом при участии американцев туркменский президент нормализовал отношения с Азербайджаном (и этом при том, что нефтяные месторождения на Каспии по-прежнему остаются спорными между Ашхабадом и Баку). Да и на российском направлении к удовлетворению США Г. Бердымухамедов весьма разумно держится на определенном расстоянии от "братского сотрудничества"с Россией, на которое по-прежнему большие надежды возлагаются Москвой.

Также важно, что американцы нынешнюю политику туркменского президента поддерживают, регулярно отправляют в Туркменистан своих посланников, и придают именно на перспективу этой республике огромное значение в плане долгосрочных энергопоставок на мировые рынки.

Американские дипломаты даже называют негласно Г.Бердымухамедова "туркменским пашой", намекая на его с виду учтивые манеры и тонкую восточную недосказанность, а также абсолютную "непрсочитываемость" (также, как и в случае с И. Каримовым) для западных чиновников.

Однако подобный "стиль паши" в поведении на международной арене - вовсе не личное изобретение президентов Туркменистана и Узбекистана. Таким образом вели себя всегда и везде все руководители Центральной Азии - что во времена ханств и байств, что при Советской власти. Их задача - создать впечатление, что "я - ваш верный союзник, готов с вами к сотрудничеству". Поэтому-то после встреч с с Г. Бердымухамедовым, что с И. Каримовым те же американцы уезжают всегда с большими надеждами на дальнейшее развитие отношений и взаимопонимание.

Но потом становится ясно, что обещания президентов Узбекистана и Туркменистана - то еще далеко не полномасштабное сотрудничество, а многое из того, о чем с ними вроде бы договорились, может быть в любой момент пересмотрено. Те же американцы уже научены опытом общения и с Узбекистаном (база в Карши), и недавно - с Кыргызстаном (по базе в Манасе), поэтому они больше не строят особых иллюзий для себя в регионе, но намерены и дальше поддерживать стабильный диалог и с Ташкентом, и с Ашхабадом.

Вопрос только в том, насколько искренне (если такое вообще возможно) будут взаимодействовать с Америкой и Узбекистан, и Туркменистан, и как быстро многочисленные взаимные заверения в дружбе и сотрудничестве между США и этими республиками Центральной Азии материализуются в конкретные дела, приток инвестиций, и взаимовыгодные экономические (прежде всего в области энергетики) проекты.

Расказать Вконтакте

Новости партнёров

Ваша реакция
0
0
0
0
0
0
0
Спасибо за Ваше мнение Вы уже голосовали
Читайте также
Загрузка...
Комментарии