124349 Новый материал способен сделать расположенный под ним предмет невидимы... Калейдоскоп

Физики создали прототип плаща-невидимки

Новый материал способен сделать расположенный под ним предмет невидимым. Физики из Корнельского университета в США создали материал, который делает помещенный под него материал невидимым - пока, правда, только для наблюдения в тепловом диапазоне. Но ученые считают, что их работа поможет создать материал, обеспечивающий полную невидимость.

Исследователи изготовили образец материала, при наблюдении за которым в тепловом диапазоне казалось, будто свет отражается от ровной плоскости, хотя на самом деле в одном месте поверхность была изогнута. Сделать объемный объект плоским можно и специальной окраской, но такой эффект будет заметен лишь при наблюдении с определенной точки.

Материал, сделанный физиками из Корнелла, кажется ровным со всех сторон: словно под ним ничего нет. Как пишут ученые в журнале Nature, добиться такого эффекта удалось за счет микроскопических, высотой всего в 50 микрометров, кремниевых столбиков на кварцевой поверхности. Несмотря на то что сам по себе кремний и тем более кварц не делают материалы невидимыми, исследователи смогли с помощью созданной структуры изменить форму световых волн. Свет, пропущенный через частокол кремниевых столбиков, стал снова таким, каким был бы в случае отражения от плоскости.

Подобный подход, связанный с модификацией отраженных волн, применялся и ранее. Ученые из разных лабораторий конструируют такие структуры, которые смогут вернуть отраженные от объекта волны в их первоначальное состояние, но пока что большая часть работ выполнена с микроволнами или инфракрасным излучением, далеким от видимого света. Корнельскому коллективу удалось добиться эффекта в инфракрасном свете, который не слишком сильно отличается по своим свойствам от обычного освещения.

Напомним, что инфракрасное излучение используется в телевизионных ИК-пультах и его даже можно сфотографировать на обычную цифровую камеру даже в мобильном телефоне. Опыты ученых из Корнельского университета позволяют говорить о возможности появления материала, с помощью которого можно будет прятать предметы при обычном освещении.

Правда, пока до практической реализации сравнительно далеко. На вопрос о том, возможно ли появление полноценной невидимости - такой, какую показывают в фантастических фильмах "Хищник" или "Призрак в доспехах", ученые предпочитают давать сдержанные ответы. Спрятать объект постоянной формы под специально изготовленным для него "одеялом" или разместив рядом "шапку-невидимку" как минимум для теплового излучения стало реальным уже сейчас. Но то, что работает для одного вида излучения, будет не работать для другого, так что наблюдение в каком-то другом диапазоне (например, через прибор ночного виденья или в свете ультрафиолетовой лампы) маскировку может разрушить.

Источник: Газета gzt.ru