124263 "Моя профессия заключается в том, чтобы через игольное ушко классическ... Культура и шоу-бизнес

Булат Аюханов: Балет – это бальзам

"Моя профессия заключается в том, чтобы через игольное ушко классического искусства протянуть этнографическое", - говорит Булат Аюханов по поводу балета "Гак-ку", созданного по мотивам народного эпоса "Кыз Жибек". К этой прошлогодней премьере он шел почти 40 лет. В Павлодар известный хореограф и его ученики - воспитанники Государственного академического театра танца - приехали через два года, и вновь - с премьерой. Именно на павлодарской сцене Аюханов представил свой новый балет - "Преступление и наказание".

- Мы выступали во многих городах мира, Казахстана, - говорит он. - Но к павлодарцам отношение особенное, потому что здесь особая публика. Поэтому премьеру мы привезли в ваш город. Согласны на любой вердикт!

Вечера балета павлодарцы встретили овациями. Балетная труппа предложила такие постановки, как "Лебединое озеро", "Болеро", "Гак-ку", "Кармен" и "Преступление и наказание". "Если есть семь нот, то зачем нужна восьмая? - рассуждает Булат Газизович. - Так и я - не создаю что­то новое и не пытаюсь объяснить смысл весны или лета, утра или вечера. Задача искусства - не только опережать время, но и рассказывать, кто мы такие здесь и сейчас". Хореограф с мировым именем с удовольствием ответил на вопросы "Известий­Казахстан".

- Все ли чувства человека способно передать тело человека, пластика?

- Она безгранична. Я не ищу движений, музыка сама мне их подсказывает. Музыка и балет - как брат и сестра. Музыка — плоть балета, его вены, кровь, а балет - способ, материал, с помощью которого можно выразить скульптурность, изящество, крик, шум, тишину, экспрессию, депрессию, то есть на этом языке можно разговаривать, конечно, в меру своей образованности, чувства вкуса, музыкальности.

- Всегда ли человек в зрительном зале может понять артиста на сцене? Когда конфликт неизбежен?

- Если на сцене нет искусства, возникает недоумение, зритель недоволен, не понимает. Для нас зритель — это отражение того, что мы делаем. С другой стороны, задача балета — не разжевать и положить в рот, а подвести к каким­то мыслям, заставить думать. Я переживаю сейчас за молодое поколение, которому предлагают суррогат, что­то шумное, безвкусное. Везде — идеология бездумности, безнравственности, все мыслят категориями денег, и только гуманизм, разум могут вернуть человека на круги своя. В этом вижу задачу искусства, которое в обостренной форме воспринимает жизнь, когда преподносит зрителю какие­то неразрешимые и драматические коллизии.

- Что для вас мерило профессионализма?

- Преданность профессии. Если не любить ее, то ничего не получится. Так и я не выпрашиваю к себе повышенного внимания, любви, просто делаю то, что получается лучше всего. Нельзя переедать в жизни — это касается не только пищи, но и эмоций, не нужно быть жадным, переделывать дураков, надо щадить себя, быть проще, учиться. Это и есть моя формула успеха.

- Изменилось ли ваше ощущение сцены — сейчас и 20 лет назад?

- Сцена для меня - как лобное место, словно ты вышел голым и должен одеть себя через образ, движения. Мне важно, кто стоит за мной - это мои ученики. Я занимаюсь ремеслом, на котором растет уже пятое поколение артистов, и в этом мое счастье. Коллектив академического театра танца состоит из 30 человек, и все они — разные по физическому складу, характеру, темпераменту. Моя задача — воспитать в них чувство вкуса, художественное отношение к жизни.

- У вас много наград, достижений - как вы к ним относитесь?

- Это похоронные принадлежности, как говорила Фаина Раневская. Да, их действительно много набралось за все эти годы. Конечно, благодарю за то, что отмечали, вручили - но зачем они мне?! Жизнь — это то, что мы видим, а не то, что лежит на полках, в папках и коробочках.

- Менялись ли источники вдохновения в течение вашей профессиональной деятельности?

- Меня вдохновляет позитив, то положительное, что вокруг меня. Это книги, общение с людьми, в целом отношение к жизни. А любые негативные изменения, в том числе сегодняшнюю экономическую обстановку, надо рассматривать как опыт, который мы до сих пор не учитывали. Мы привыкли рассчитывать на то, что все беды пройдут мимо нас, на русское "авось" и казахское "жарайды". Если честно, такая беспечность меня раздражает. Нужно учиться каждый день. А балет все эти годы меня спасал. Для меня, впрочем, как и для моих зрителей, это лекарство, бальзам.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .