124191 27-28 апреля в Алматы народный артист СССР, худрук МХТ им. Чехова и те... Культура и шоу-бизнес

Олег Табаков: "Голубые" встречали меня с цветами

27-28 апреля в Алматы народный артист СССР, худрук МХТ им. Чехова и театра-студии “Табакерка” Олег ТАБАКОВ дал мастер-класс для студентов Казахской национальной академии искусств им. Жургенова.

О передаче опыта

Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, "Время"
- Мой пример преподавания актерского мастерства - не универсальный. В отличие от других наставников я, когда обучал студентов, предполагал, что делаю это в первую очередь для себя. А когда ты что-то делаешь для себя - ты делаешь это на порядок качественнее.

В 1974 году вместе с Костей РАЙКИНЫМ мы прослушали 3500 московских детей, из них отобрали 49, которые и стали нашей студией. Сейчас это назвали бы чем-то вроде колледжа. Обучать их мы смогли на те деньги, которые я сумел оторвать от семьи после съемок в кино. С этими ребятами мы занимались два года по 4-5 раз в неделю. Для них это обучение стало самым суровым чистилищем. В конце концов от той массы осталось 8 человек. Потом они все поступили в вуз, и к их потоку прибавилось еще 16 человек. Через пару лет осталось 15 молодых людей, с которыми мы стали делать дипломные спектакли.

Это были не просто спектакли - это была борьба. Им нужно было доказать, что они хоть чем-то отличаются от своих коллег из других вузов. Обычно перед дипломным спектаклем студенты проигрывают его раз пять, ну максимум - десять. А наши студенты дипломный спектакль “Белоснежка и семь гномов”, который они играли на сцене театра “Современник”, репетировали примерно 90 раз! А когда с их постановкой “Прощай, Маугли” мы поехали в Венгрию, они сыграли так, что зрители не захотели расходиться и стали требовать показать еще раз. В моей жизни такого не было ни разу. Я спросил: ну, что будем делать? Ребята радостно сказали: давай!

Еще раз говорю: мой пример - особый случай. Поэтому когда набирал для себя студию, думал только об одном: мне нужны актеры. Я их учил для того, чтобы потом с ними играть. И из этих кругов ада вышли хорошие актеры. Например, Сережа БЕЗРУКОВ, который, образно говоря, в свои неполные 19 лет выиграл “Волгу” за трамвайный билет.

О работе в МХТ

- Мне никогда не хотелось играть Гамлета, никогда не был интересен Отелло. Я хотел играть Яго или Клавдия. Недавно в МХТ поставили “Фигаро”, и как вы думаете, кого я там играю? Нет, не самого главного героя, а графа Альмавива. Я долго сомневался, хотел отказаться, но потом подумал: каким же это будет примером для других актеров, когда руководитель театра игнорирует желание режиссера? И вот теперь бегаю по сцене за молодой красоткой…

Когда я пришел в театр, вы не представляете, сколько дерьма, мусора и пьяного духа мне пришлось вычистить. Я сразу принял решение: люди, проработавшие в театре больше 25 лет, никогда не будут уволены. И будут получать зарплату не меньше тысячи долларов. А вот молодежи приходится туго. За последнее время я зарубил 8 спектаклей. У меня такое правило: если на постановку регулярно приходит меньше половины зрителей, которых вмещает зрительный зал МХТ (почти 900 человек. - В. Б. ), то спектакль снимается с репертуара, а незадействованные актеры увольняются. Спектакль у меня считается хорошим, когда незадолго до его начала у крыльца выстраиваются спекулянты, перепродающие билеты.

Спросите, на что живет театр? В основном на заработанные с продаж билетов деньги.

О роли Вальтера Шелленберга

- Мой отец ушел на фронт в начале июля 1941 года и вернулся только после капитуляции Японии. В это время я был с мамой, она работала военным врачом в госпитале, куда доставляли раненых из Ленинграда. В госпитале регулярно показывали так называемые киносборники. Там в одной и той же декорации, которая представляла собой внутренность украинского двора с белой мазанкой и соломенной крышей, ходят идиоты в немецкой форме. Они регулярно выкрикивают: “Матка, яйки!” и “Коммунистен - швайне!” И я все время думал: почему мой папка - такой умный, имеет первый разряд по шахматам и теннису, а с этими идиотами не может уже несколько лет справиться? Оказывается, все, что нам показывали, - была ложь. Нашими оппонентами были лучшие мозги Европы!

После премьеры “Семнадцать мгновений весны” в КГБ на Лубянке, выпив грамм сто пятьдесят, ко мне подошел АНДРОПОВ, ненароком оттеснил меня к окну и сказал: “Олег, так играть немецкого генерала безнравственно”. Был и другой момент. Как-то я преподавал в Кельне, и на Рождество из ГДР мне пришла открытка. Все как положено - олени, Санта-Клаус, гномье. А на обратной стороне надпись: “Спасибо, что вы были так же добры к нам, как был добр дядя Вальтер!”

Татьяна ЛИОЗНОВА (режиссер “Мгновений”. - В. Б. ) - эта маленькая женщина с большими глазами, по сути, перевернула клишированные взгляды советских граждан на то, что было сделано в 1945 году. Мы победили не идиотов, бегающих по деревенским хатам, а огромную имперскую мощь. И наши мужики сделали это, потому что понимали: они бьются не столько за себя, сколько за оставленных дома женщин и детей. Они не жалели себя. И чем дольше я живу, тем больше понимаю, что мы перед ними в неоплатном долгу. Не думаю, что на земле был еще какой-то народ, который смог бы эту мощь остановить.

Об актерском мастерстве

- Успешным актерам очень важно вовремя уметь разрушать собственный стереотип, который тебе навязывают и который складывается из круга своих ролей. Это очень важно. И еще - много работать. Рецепт этот старый, наставленный еще Пушкиным: “Над вымыслом слезами обольюсь”. До той поры, пока у человека это свойство наличествует, ему надо заниматься нашей профессией. А когда оно заканчивается - пора начинать любить природу.

Основным материалом для работы актера служит то, что ему дано Богом или родителями, плюс его жизненный и эмоциональный опыт. Нужно ходить по свету, наблюдать за людьми, учиться. Насколько актер может переплавить в себе живые человеческие характеры или даже систему человеческих взаимоотношений - настолько он будет хорош. Как-то мне доводилось играть хромого горбуна, влюбленного в мужика. Представляете, какой мне нужен был жизненный опыт, чтобы достоверно передать образ! А когда на сцене я играл женщину, после спектакля у моей гримерки выстраивались голубые с цветами.

Признание - как первый этап утверждения себя - мало о чем говорит. Очень важно не останавливаться на том, что у тебя очень хорошо получается, а идти дальше. А дальше - судьба. Она предначертана, а человек лишь должен оказаться в нужное время в нужном месте. Кому-то везет, а кому-то нет. Из всего нашего курса (Табаков окончил школу-студию МХАТ в 1957 году. - В. Б. ) стали знамениты только я и Валя ГАФТ, а талантов было очень много.

Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Профессия актера - солдатская. Мы - как мальчишки у мавзолея Ленина: идет ли снег, дождь или жара - они стоят с одинаковым выражением лица и делают вид, что заняты серьезным делом. А может, у него там язва обострилась на посту? Если быть конкретнее, то в тот день, когда умерла моя мама и я ее хоронил, вечером мне надо было играть. Если я, руководитель театра, не сделаю это, как буду что-то спрашивать с других? И я сделал. Так что жизнь в этом отношении испытывала меня сурово, и любому актеру надо быть к этому готовым.

О подрастающем поколении

- Уже 9 лет я не преподаю - и так, извините, одним местом в двух театрах сижу. У меня даже была школа в Америке, но я все оставил. Но в этом году плюну на все и начну снова, потому что понимаю: если я это не сделаю, то и другие не сделают.

Через несколько месяцев мы открываем школу для одаренных детей. Московское правительство уже построило шестиэтажное прекрасное здание - для этого мы пожертвовали общежитием “Табакерки”. В школе дети будут жить и находиться на иждивении у государства. А я им сделаю такой регламент: просыпаться они будут в 8 утра, ложиться в 22.30. А с 21.00 до 22.30 я заставлю их читать и раз в неделю буду проводить с ними семинары. Молодежь сейчас очень мало читает. Моему сыну-подростку тоже все интересы заменяют телевизор и компьютер. Поэтому я стал подкладывать ему на стол разные интересные книги. Ничего, потихоньку заинтересовался. А сейчас в России ввели ЕГЭ (единый госэкзамен, аналог ЕНТ в Казахстане. - В. Б. ) - это же форменное безобразие! Литературу надо возвращать, возрождать. И я для этого сделаю все, что от меня зависит.

Источник: Время
В статье: Алматы

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .