123544 В прошлом году казахстанцы потратили на лекарства около 795 миллионов долларов. В этом, по прогнозам аналитиков, мы раскошелимся еще на 10 % сверх названной сум Общество

Рецепт здоровья нового времени: закаляйтесь!

Фото: pharmvestnik.ru

В прошлом году казахстанцы потратили на лекарства около 795 миллионов долларов. В этом, по прогнозам аналитиков, мы раскошелимся еще на 10 процентов сверх названной суммы.

После подорожания продуктов питания рост цен на медицинские препараты волнует отечественных потребителей больше всего, а потому нам регулярно обещают взять под контроль ценообразование в данном сегменте. Однако не стоит обманываться: эти обещания к нашим кошелькам не имеют никакого отношения…

О подорожании лекарств вновь заговорили после девальвации. Впрочем, данный вопрос поднимается при каждом витке инфляции, и каждый раз фармацевтам приходится приводить одни и те же доводы в свое оправдание. Основной и самый весомый - около 90 процентов представленных на рынке лекарственных средств импортируются из-за рубежа.

- Даже если иностранный производитель будет продавать нам продукцию по прошлогодней цене, то в наших аптеках лекарства все равно будут стоить дороже: учитывайте, что доллар мы покупаем уже не по 120, а по 150 тенге, - поясняет президент Ассоциации поддержки и развития фармдеятельности Зурият Сыбанкулова. - Говорить при этом об удержании цен абсурдно: это противоречит законам логики и экономики.

В среднем закупочная цена импортных лекарств в Казахстане немногим меньше 2 долларов за одну упаковку. В этом же ценовом пределе (от 1 до 5 долларов) реализуется больше трети всех препаратов в аптеках страны. При этом средняя цена продукции отечественных производителей составляет 0,4 доллара. Даже если сделать огромную скидку на то, что большинство казахстанских производств специализируется на выпуске малозатратной продукции, такой, например, как травяные лечебные сборы, по цене местные лекарства все равно окажутся дешевле.

Тем не менее доля отечественных производителей на фармацевтическом рынке республики уже на протяжении многих лет остается на уровне 10-12 процентов. Это притом, что в Казахстане сегодня насчитывается 72 местных изготовителя медицинских препаратов. К слову, в этом году государство предприняло ряд шагов по поддержке отечественной фармпромышленности. В том числе были снижены налоговые ставки - на 1 пункт, до 12 процентов, снизился НДС, и с 30 до 20 процентов уменьшен корпоративный подоходный налог. Также, как заявлял еще в феврале этого года министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев, при закупе лекарственных средств государственными больницами предпочтение будет отдаваться местным производителям. Однако, по мнению Зурият Сыбанкуловой, помощь казахстанским компаниям нужна более существенная.

- Нужно помочь нашим предприятиям перейти на международные стандарты, то есть оказать им посильную материальную поддержку или предоставить дополнительные налоговые послабления для модернизации производства, - считает она. - Второй важный шаг - государственный заказ на производство социально­значимых лекарств. В этом случае казахстанские производители будут уверены, что они смогут реализовать свою продукцию на определенную сумму и, исходя из этого, будут планировать дальнейшее развитие.

Госзаказ предприятия Казахстана могли бы использовать опять-таки для повышения своей конкурентоспособности. Сегодня, как признают эксперты фармацевтической отрасли, отечественным производителям особо похвалиться нечем: устаревшие технологии, отсутствие разработок новых препаратов, небогатый ассортимент продукции, дефицит квалифицированных кадров. Кроме того, в стране довольно низкий уровень клинических испытаний лекарственных средств.

- Институт апробации и клинических испытаний в Казахстане не поставлен на должный уровень, - говорит исполнительный директор фармацевтической компании "Акфарма" Сеитжан Сыпабеков. - Импортные товары, которые в основном представлены на рынке, уже имеют международные заключения, а для отечественных предприятий клинические испытания просто невыгодны. Во­-первых, это достаточно дорого, а во-вторых, результаты испытаний могут оказаться не в пользу отечественной продукции…

Отечественных средств - недостаточно

Впрочем, возвращаясь к вопросу о цене: даже существенное увеличение объемов отечественного производства не обеспечит казахстанских потребителей дешевыми лекарствами. Причина кроется опять же в импорте, в данном случае сырья. Наши производители, как и большинство мировых, все сырье для изготовления и упаковки лекарственных средств закупают в Индии и Китае. Поэтому создавать полный производственный цикл в Казахстане, по мнению экспертов, экономически невыгодно.

- Полный производственный цикл был бы выгоден при наличии рынков сбыта по всей территории Центральной Азии с ареалом более 50 миллионов человек, - утверждает Сеитжан Сыпабеков. - Иначе затраты не окупятся: средняя покупательская способность не превышает 20-50 долларов в год на одного человека. Поэтому у нас выгоднее открывать совместные предприятия - с мощным зарубежным заводом и неполным циклом производства в Казахстане.

Так что отечественные лекарства могут быть дешевле импортных, но ненамного. И в основном за счет более дешевой рабочей силы и меньшей стоимости производства. Что же остается рядовым потребителям? Разве что лучше следить за своим здоровьем. Это, бесспорно, всем пойдет на пользу - и государству, и его жителям.

Дистрибуция приведет к дефициту?

Не окажет влияния на ценообразование на фармацевтическом рынке и введение системы единой дистрибуции. Напомним, теперь закупом лекарств для государственных медицинских учреждений будет заниматься единый оператор - "Самрук­Казына Фармация". Данная мера, как ожидают в Минздраве, сократит расходы государства на гарантированный объем лекарственных средств на 30 процентов. К стоимости лекарств в розничной сети единый оператор не будет иметь ни малейшего отношения. Однако эксперты фармацевтической отрасли предполагают, что введение единой дистрибуции не будет полезным и для пациентов стационаров. По крайней мере, до тех пор, пока система поставок препаратов в больницы не будет выстроена заново.

- У единого оператора пока нет даже складов, не говоря уже о том, что им надо будет с нуля выстраивать систему обеспечения лекарствами всех больниц страны, - рассказывает Зурият Сыбанкулова. - До сегодняшнего дня дистрибуцией занимались полтора десятка крупных компаний, которые вполне успешно с этим справлялись. Достаточно было усовершенствовать данную систему…

- Единый оператор госзакупок необходим, - не соглашается Сеитжан Сыпабеков. - Другое дело, что система единой дистрибуции вводится поспешно, без учета логистической специфики и ситуации на рынке. На фоне негативных макроэкономических тенденций строить сейчас новые склады, новую инфраструктуру на огромной территории нашей страны - сложно и невыгодно. Непонятно также, как единый оператор намерен контролировать потребность в тех или иных лекарствах в разных регионах, где специфика заболеваний может кардинально различаться. На мой взгляд, сначала нужно было разработать стратегию внедрения данной системы, а затем вводить ее поэтапно в течение нескольких лет.

Данное мнение разделяют многие опрошенные мною казахстанские медики. Высказываются опасения, что на первых этапах единая дистрибуция может привести к серьезным перебоям в поставках лекарств в больницы. Согласно прогнозам, концепция деятельности единого оператора будет корректироваться еще не один год.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .