123469 Пять дней любители классической музыки могут наслаждаться произведениями, написанными одним из музыкальных гениев XX века Культура и шоу-бизнес

В филармонии им. Жамбыла продолжается фестиваль Сергея Прокофьева

В Казахской национальной филармонии им. Жамбыла продолжается фестиваль, посвященный великому русского композитору, "Паганини рояля", "футуристу" и "музыкальному варвару" - так называли его современники - Сергею Прокофьеву.

Пять дней любители классической музыки могут наслаждаться произведениями, написанными одним из музыкальных гениев XX века. Фото: and.kz
Пять дней любители классической музыки могут наслаждаться произведениями, написанными одним из музыкальных гениев XX века. Любопытно, что в программу фестиваля попали не только популярные и часто исполняемые произведения композитора, но и те, что поначалу вызывали у его современников критику и дружное шиканье и лишь спустя годы были признаны шедеврами мировой музыки.

Поскольку открывали фестиваль знакомые все лица - Государственный академический симфонический оркестр под управлением Вага Папяна и талантливый виолончелист Ермек Курманаев, которые исполнили одно из произведений зрелого Прокофьева - Симфонию для виолончели с оркестром, - желающих попасть на открытие было много, но аншлага все же не наблюдалось.

В этот день для слушателей прозвучали и популярная среди поклонников Увертюра на еврейскую тему, и кантата для хора и оркестра в семи частях "Александр Невский", созданная Сергеем Сергеевичем по мотивам одноименного фильма Эйзенштейна. Особенно впечатляющим получилось последнее произведение, в нем меццо-сопрано солистки Ляззат Бримгазиной будто воскресило в памяти картинки из учебника истории, рассказывающие о победах Александра Невского: над шведами на Неве и над немцами в знаменитом Ледовом побоище. В первый вечер фестиваля все было как по заведенной традиции: молодым исполнителям - громкие аплодисменты, публике - положительные эмоции.

Второй день фестиваля выглядел еще свежее и интереснее, ведь в программе значилось одно из самых темпераментных, "диких", как писали некоторые современники композитора, произведение Прокофьева - Второй концерт для фортепиано с оркестром. Известно, что после того как Прокофьев представил публике это посвящение памяти друга - Максимилиана Шмидтгофа, который покончил с собой, написав при этом прощальное письмо композитору, - критики не стеснялись в выражениях.

"Кошки на крыше лучше поют", - можно было услышать в адрес гения, которому тогда было немногим за 20. И хотя молодого Прокофьева обвиняли в использовании чересчур шокирующих и экстремальных приемов, современные музыковеды считают, что этот концерт Прокофьева остается одним из сложнейших произведений для фортепиано. Известный русский пианист Святослав Рихтер даже включал этот концерт в число "трех основных китов пианизма" наряду с Двадцать девятой сонатой Бетховена и вариациями Брамса.

Безусловно, Второй концерт Прокофьева, в котором в этот вечер солировала израильская пианист¬ка Береника Гликсман, был прекрасен. На конкурсе пианистов Stretto piano competition, организованном Леонидом Спиваком в Израиле, она получила вторую премию за исполнение именно этого произведения. В нашей филармонии она заслужила приз зрительских симпатий как только начала играть. Даже в перерывах между частями публика грозилась сорваться в аплодисменты, и лишь укоризненный взгляд дирижера Вага Папяна и его разочарованные жесты удер¬живали наших людей от несвоевременных восторгов.

Между прочим, музыка молодого Прокофьева казалась новаторской и сейчас, что уж там говорить про прошлый век - тонкие, глубоко лиричные фортепианные штрихи вдруг сменялись резкими ударами по клавишам или пафосным сопением труб и чуть ли не барабанным боем. За столь темпераментную и нескучную игру солистку буквально искупали в овациях, которые, казалось, не закончатся никогда. А Ваг Папян даже расцеловал Беренику в обе щеки. Пианистке пришлось выйти на бис и оставаться на сцене еще долго, принимая все, что дарили, - цветы, пакетик, очевидно, с подарком и благодарственное письмо от Министерства культуры.

Во второй части концерта показали мультипликационный фильм "Петя и Волк", который в 2008 году даже наградили "Оскаром", у нас его транслировали в живом сопровождении Государственного академического симфонического ор¬кест¬ра под управлением Вага Папяна. Больше всего радовались малыши, которых в зале было непривычно много. Видно, музыка Прокофьева пришлась им по душе, раз весь концерт они вели себя чинно, как завсегдатаи концертов классической музыки.

Перед тем как показать анимационную ленту британки Сюзи Тэмплтон, Ваг Папян сказал несколько слов слушателям. "Это совсем не то, с чем мы с вами знакомы с детства, - сказал дирижер, представляя мультфильм. - От светлой и доброй сказки и солнечной музыки Прокофьева в ней ничего не осталось. Это взгляд западного человека на нас с вами, причем довольно упрощенный, но все же интересный. Во всяком случае, вы посмотрите, какими страшными они нас представляют. Малыши, я думаю, не испугаются - они сейчас такие мультфильмы смотрят, что им ничего не страшно".

Действительно, мультфильм про Петю - правда, здесь он не пионер, а мальчик с воспаленными глазами и красным шарфиком цвета галстука, которому неопрятный дед не разрешает выйти на улицу, - был хотя и впечатляющим, но мрачным. Забор был похож не на забор, а на железный занавес, за который даже смотреть Пете не разрешается, и Волк был не волком, а символом капиталистических ценностей. Стоит ли говорить, что музыка, сопровождающая мультфильм, была светлее и добрее, чем собственно мультик. В числе аплодирующих были и народная артистка Роза Рымбаева, и певица Карина Абдуллина. Добавим лишь, что фестиваль завершится лишь 24 апреля, поэтому шанс ознакомиться с музыкой Прокофьева еще есть.

Источник: Бизнес&Власть

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .