123388 В период кризиса у предпринимателей обостряется смекалка. Так, появились "антикризисные цены", изобретение владельцев крупных и мелких магазинов. "Ура, кризис! Общество

Жизнь дорожает, или Ура, кризис!

Слова из песни "Ешь кокосы, жуй бананы" в наши дни звучат как издевательство. Фото: np.kz

"Ешь кокосы, жуй бананы", - слова из песни, которые мы помним по любимому мультфильму, в наши дни звучат как издевательство.

Тенге упал, вместе с ним снизилось желание карагандинцев покупать экзотические фрукты. Мы отправились по магазинам города узнать, что делать покупателям, чтобы восполнить столь нужный для организма витаминный минимум. Интересно также, как "делать хорошую мину" при плохой продаже. Пострадали все - это факт, чтобы не говорили нам с голубых экранов господа-чиновники.

Караганда разбита на несколько крупных районов, объехать которые за день невозможно. Мы выбрали Майкудук, Юго-Восток и, собственно, Город. Примечательно, но цены растут в зависимости от удаленности от Центра. Это касается не только магазинов, но и обменников с автозаправками. Веерные проверки акиматчиков им не страшны, ехать в такую даль лень даже самому сознательному управленцу.

Цены на товары первой необходимости остались на прежних позициях. Разлет есть - в зависимости от района, как я уже отметил. Хлеб остался в пределах 35-70 тенге, в зависимости от сорта. Рис - 140-160 тенге, сахар - 130-150 тенге, мука - 100-120 тенге. Стоит заметить, цены повышаются, но темпами, не вызывающими раздражение у контролирующих органов.

Что подорожало, так это, в первую очередь, алкоголь. Не так давно нашими депутатами был принят закон об установлении минимальных цен на подакцизную продукцию, не позволяющий злоупотреблять "радостями" зеленого змия. Очень символично, что документ был принят в канун празднования семидесятилетия отмены сухого закона в США.

Растительное масло, бытовая химия, хозяйственные товары, морепродукты также подорожали в результате девальвации. Рост цен колеблется в коридоре от 5 до 20 процентов. Основной причиной этого является повышение стоимости продукции зарубежными поставщиками.

Продавцы поделились, что покупатели стали падки на всевозможные скидки и акции. Растительное масло берут только в 5-литровых емкостях, так как итоговая цена становится меньше суммы стоимостей слагаемых однолитровых бутылок. Вот такая "магазинная" арифметика, идущая вразрез традиционной.

Также потребители с удовольствием берут товары с "горящими" сроками годности, теряющими в цене до 50%.

Фрукты подорожали, но на символические 10-20 тенге, готовые превратиться в марте в +20-30%. По моим наблюдениям, экзотических фруктов у нас меньше не стало - все также ждут своих "клиентов" ананасы и памелы. Бананы в некоторых местах подорожали серьезно до 300 тенге. Яблоки, груши прибавили в стоимости не более 10%.

Что говорить, если в социальных павильонах (ноу-хау карагандинских чиновников) также наблюдаются некоторые изменения в сторону увеличения.

В период кризиса у предпринимателей обостряется смекалка. Так, появились "антикризисные цены", изобретение владельцев крупных и мелких магазинов. Таким образом, продавцы избавляются от складских запасов. "Ура, кризис! Цены еще ниже!", - можно заметить на билбордах города.

Супермаркеты придерживаются моратория, резких скачков не наблюдается. Спрос стимулируется различными акциями, вроде подарочной бутылки шампанского. Примечательно, что на полках стало больше отечественных товаров.

Диких случаев подобно тому, который произошел в Астане, когда в одном из супермаркетов переклеивали ценники на старые товары, буквально вырывая у покупателей из рук товары со старыми этикетками, в угольной столице не наблюдается. В Караганде все тактично и шито отнюдь не белыми нитками.

От комментариев продавцы отказываются. При подготовке материала автором этих строк были разработаны анкеты, которые я разнес по магазинам города. Заполненного экземпляра я не дождался, хотя всех уверил, что фамилии и названия точек фигурировать не будут.

Единственное - владелица магазина Роза Искандер разъяснила мне, что в убыток себе работать никто не будет. У нас рыночные отношения, и если доллар поднялся, то надо с инфляцией бороться по-другому. Государство выбрало роль Робин Гуда - забирать у богатых (бизнесмены) и отдавать бедным (покупатели).

Топливо на АЗС города тоже дорожает, в среднем, на 10 тенге. Но это только пока.

Опрос, проведенный среди карагандинцев, показывает, что меньше есть жители города не стали. Люди стали практичнее относиться к походу по магазинам. Отказываться от бесполезных йогуртов в пользу классического творога, обращать внимание не на бренд, а на состав продукта и т. д. Поддержка отечественного производителя тоже имеет место быть.

"Все пройдет, и это тоже", - золотые слова Соломона характеризуют отношение карагандинцев ко всему происходящему. Хочется верить, что нынешнее положение в будущем улучшится, и "завтра будет лучше, чем сегодня".

 

Мысли вслух:

Гульнар, 21 год, студентка

- Конечно, кризис начала ощущать. Главным образом, своим желудком. Раньше могла позволить себе что-то вкусненькое. Теперь все строго. Один плюс - хорошая фигура.

Роза Искандер, 43 года, предпринимательница

- Как владелица магазина, могу сказать, что от всего происходящего я не в восторге. Ассортимент магазина кардинально не изменился - пока, пересмотрю при следующем завозе. Одно ясно: меньше покупать не стали. Стали лучше брать отечественную продукцию, например, "Конфеты Караганды". Раньше популярнее были украинские сладости, теперь полный паритет. Насчет цен, мое мнение таково - будут расти, поставщики в себе в убыток работать не будут!

Ирина Александровна, 67 лет, пенсионерка

- Незащищенные слои населения первыми ощутили недостатки кризиса. Могу сказать, что приходится отказываться от многого. Закупаюсь в социальных павильонах. В магазине у дома беру хлеб, заварку и что-нибудь к чаю.

Айсулу Карасартова, 31 год, домохозяйка

- Рост цен, конечно, неприятен. Правда, сильно его не ощутила. Что-то, конечно, подорожало - куда без этого. Закупаюсь в супермаркетах, если что-то срочное - забегаю в магазин у дома. Заметила, что цена на моющие средства повысилась.

Тигран Маркаров, 34 года, системный администратор

- Девальвацию прочувствовал. Раньше недельный закуп продуктов обходился в пределах 4000 тенге, теперь все 5000-6000 тенге! Начал обращать внимание на новые марки, смотреть,, что там, на нижних полках.

Ирина Александровна, 40 лет, учительница

- Стараюсь теперь выбирать товары местных производителей. Молоко в мягком пакете от заводика, расположенного в соседнем районе, будет дешевле стоить, а по качеству, возможно, превзойдет заграничный продукт. В этом я уже убедилась.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .