122913 По идее режиссера - это последняя часть трилогии, начавшейся с фильмов "Асса" и "2Асса2". Задуман фильм как финальный трагический аккорд трилоги Культура и шоу-бизнес

В Москве состоялась премьера художественного фильма Сергея Соловьева "Анна Каренина"

Фото: Кадр из фильма "Анна Каренина"

Впервые фильм в России представили на фестивале в Ханты-Мансийске - а теперь состоялась и московская премьера.

По идее режиссера - это последняя часть трилогии, начавшейся с фильмов "Асса" и "2Асса2". Задуман фильм как финальный трагический аккорд трилогии. "Каренина" снималась несколько лет. Александр Абдулов (это его последняя роль в кино) играет Стиву - брата Анны, и это, безусловно, лучшая роль второго плана. Все остальные, включая Олега Янковского (Каренина) - ирреальны, словно во сне.

Сходство фильма с болезненным сновидением усиливает цветистость и насыщенность кадра, картинные позы героев - как на каминной полке позапрошлого века. "Даже нормальной постельной сцены Бойко не удостоен. Разве что разок… красиво отвернувшись к стене… стоит без штанов…"

Соловьев признавался журналистам, что в процессе съемок часто забывал, над какой картиной он работает - то ли над "Ассой2", то ли над "Анной Карениной". Все смешалось, как говорится!.. Раздвоение творческого сознания, оба фильма снимались одновременно. "2Асса2" - о том, как герои снимают картину по роману Толстого. "Анна Каренина" выходит - это то, что получилось снять у героев "2Ассы2".

Впрочем, если Соловьев думал, что, всматриваясь в черты героини Татьяны Друбич в "Карениной" (у нее главные роли в обеих картинах) мы будем сопереживать судьбе актрисы "2Ассы2", то он сильно ошибается. Так уж устроено сознание зрителя - художественное произведение подчиняет его целиком, без отсылок к предыдущим или параллельным работам. На Первом канале, впрочем, предполагается выход пятисерийного телесериала "Анна Каренина".

Оба фильма - "2Асса2" и "Анна Каренина" - не назовешь кинематографом в прямом смысле. Это своеобразные инсталляции на темы. Вот "Каренина", например, - это художество про любовь. (В фойе ВГИКа перед премьерой и живописные полотна на тему, изображающие героев прилагались).

- Меня часто спрашивают, зачем я снял фильм "Анна Каренина" - рассуждает Соловьев. Может быть, намекали мне, я хочу снять фильм из полемического задора - потому что мне не нравились предыдущие экранизации "Карениной"? Вовсе нет. Предыдущие картины по роману Толстого сделаны, на мой взгляд, просто блистательно. Моя же картина о том, что страдание тогда и страдание сейчас - это, как говорят в Одессе - две большие разницы.

Но с этим как раз можно и не согласиться. Люди, как мы видим на экране, все те же, изменились только декорации. Декорациям в картине Соловьев придает огромное значение. Гармаш (Левин) на природе с детьми. Эх! Деревенская простота! Наивность, чистота! Анна Каренина в постели с мужем - яркий свет на ее лице. Избранная. Страдалица… Кричащими красками - о жизни души… и неубедительно. Главный постулат режиссера - "быть, а не казаться" - в этой картине едва ли реализован. Там многое лишь кажется.

Вот Янковский в роли Каренина. Чуткий, внимательный, любящий и заботливый. В народе говорят: "От таких жены не уходят". Народную мудрость, в общем-то, не отрицающий Лев Толстой, в романе все же дает читателю повод усомниться в образцовом муже и герое (на самом деле - формалисте и лицемере бессердечном). А Соловьев вот - нет. Зритель у Соловьева Сергею Александровичу Каренину должен по идее сочувствовать. Каренин - очень хороший. А что? Он ведь для Анны все что угодно готов сделать, и простить в любой момент, и даже девочку ее (прижитую от Вронского) полюбить даже может. Он не палач ее - он жертва Анны Карениной!

Обаятельный Каренин в соловьевском варианте выглядит заведомо привлекательнее, чем красавец Вронский (Ярослав Бойко). И таким образом, тот вообще непонятно зачем нужен. Просто симпатичный, глуповатый военный. Вроде декорации. А потому непонятно, что в нем Анна-то найти могла - и откуда такая страсть к нему? Ну, не из-за симпатичной же мордашки, в самом деле. И, что показательно, даже нормальной постельной сцены Бойко не удостоен. Разве что разок… красиво отвернувшись к стене… стоит без штанов…

Татьяна Друбич все же гениальная актриса. В картине, где некоторые моменты выглядят откровенно провальными, она сумела сыграть страстно, искренне, и практически в одиночку вытягивает многие сцены. Даже тогда, когда перед ней стоят практически абсурдные задачи. По версии Соловьева - Анна… наркоманка. Да-да, она принимает морфий ближе к финалу, (как аскорбинку за обедом) и во многом, получается, именно из-за пагубной зависимости, "убегая из собственного ада" - бросается в финале под поезд. У Толстого Анна тоже в ночь перед гибелью пьет успокоительное, но не в таких же количествах глушит морфий, в самом деле!.. Вот такая вот история из жизни несчастной женщины почти "Серебряного века".

У Соловьева - Анна истеричная женщина. Выбор - под поезд - это истерика наркоманки. У Толстого героиню приводит к смерти страстность ее натуры - которая во всем идет до конца. Но главная причина недуга все же не морфий, а - любовь! Разница так сказать, неразличимая, но принципиальная.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .