122747 Мы попросили Данияра Ашимбаева поставить диагноз обитателям политического Олимпа Политика

Политолог: Казахстанскую элиту цементируют

Данияр Ашимбаев - человек, который знает многое об элите. Кому как не ему - политологу, создателю энциклопедии Кто есть кто в Казахстане - знать, в каком вареве варится казахстанская политическая элита, чем продиктованы ее действия сегодня и какие фортели она способна выкинуть завтра. Мы попросили Данияра поставить диагноз обитателям политического Олимпа. Выявленные заболевания, как и следовало ожидать, оказались хроническими. Впрочем, судите сами.

Р
Рисунок www.photofile.ru
Разгруппировка элиты

Как вы оцениваете здоровье нашей элиты? Подкосили ли его последние коррупционные скандалы?

Коррупционные скандалы - неотъемлемый элемент функционирования. Они были и в 1990-е, и в 1950-е. Из архивных документов становится очевидным, что многие "добрые" традиции были заложены еще в 20-е годы прошлого столетия. Что же касается здоровья, то, понимаете, многие вопросы сегодня вышли за привычные рамки. Базовая идеологическая установка - "просвещенный авторитаризм", худо-бедно обеспечивший политическую и социальную стабильность - сегодня оказалась фактически размытой - как изнутри, так и снаружи.

Как "вдруг" выяснилось, прошлый экономический рост и стабильность были оплачены постоянным ростом цен на углеводородное сырье и тесно связанным с ним ростом финансово-спекулятивного сектора. Будучи не в состоянии сменить экономическую политику, элита, точнее ее верхушка, выдвинула на первый план идею "всеобщей консолидации" - всех вокруг всего. В политике возникла концепция "полуторапартийной системы", в экономике - бурно растут национальные холдинги. Реально же главная идея для элиты - продвижение и закрепление в административно-питательной пирамиде, все остальное имеет второстепенные функции.

Так как реальный контроль над экономическими ресурсами и финансовыми потоками принадлежит небольшой группе лиц, естественно, появляется масса ненужных структур, которые бы обеспечивали материальный достаток представителей элиты посредством работы в холдингах, нацкомпаниях, РГП, министерствах, пар¬тии и т. д. На сайте фондовой биржи, кстати, опубликован список руководства холдинга "Самрук-Казына". Четко видно, что там есть три-четыре человека, реально решающих вопросы, а большинство остальных - родственники или члены свиты больших боссов. Критерий попадания в этот список - тот еще вопрос.

При этом хочу отметить, что речь идет не о всей элите - напротив, в администрации, правительстве, госорганах, нацкомпаниях, партии есть большое число умных и порядочных людей, достаточно трезво оценивающих ситуацию. Но, увы, погоды они не делают…

Данияр Ашимбаев. Фото: centrasia.ru
Что сейчас происходит в элитных группировках? Можно ли говорить о перебежках из одной группы в другую? И сколько на сегодня вообще можно выделить группировок?

К концу 1990-х, как вы знаете, в результате процессов "номенклатурно-оф-фшорной приватизации" возник ряд финансово-промышленных групп, которые достаточно быстро и прочно вросли в государственный аппарат. Кроме того, существовал ряд групп, опирающихся не на финансы/нефть, а на политико-административные структуры. Их возглавляли, как правило, представители "старой гвардии" (тот же Абыкаев, к примеру). Особняком стояла группа Рахата Алиева, чей ресурс обеспечивался силовыми структурами и СМИ.

Но за последние годы процесс консолидации элиты достиг такого состояния, что все более или менее политически и экономически ценное встроено в одну пирамиду. Причем надо четко оговорить, что консолидированный аппарат, холдинги и партия не являются вертикалью власти. Напротив, на сегодня мы имеем значительный процесс размывания и деградации всей системы управления: некая хаотическая масса, не имеющая реальной стратегии, идеологии и ответственности, постепенно охватывает все сферы жизни. "Нур Отан", и без того доминирующий в партийном пространстве, активно втягивает в свое поле мелкие партии.

"Самрук-Казына" ведет активную экспансию в электроэнергетику и горно-метталургический комплекс. Национализация БТА, хотя и обусловленная сомнительными делами его прежнего менеджмента, потенциально обеспечила холдингу огромный кусок на финансовом рынке и в недвижимости.

По сути иных олигархических групп уже не осталось. Есть "Казахмыс", ENRC, "Казцинк", уязвимые из-за внешнеэкономической конъюнктуры, есть небольшие группы Байсеитова, Каппарова, Терещенко, Сейсембаева. Есть "Казкоммерцбанк", выходцы из которого сидят и в госорганах, и в холдингах.

Но надо понимать, что сегодня, в условиях нарастания финансовых проблем, система деления на "своих" и "чужих" работает особенно жестко. Сначала выдавливаются те, кто представляет угрозу для всех. Потом те, кто просто пытается залезть в еще общую казну. Многие так называемые "громкие коррупционные дела" последнего времени как-то не ассоциируются с понятием "борьба с коррупцией". Передел собственности, политика, устранение конкурентов - так сказать, проблема "маленького человека"…

Один воин в поле

Какие бы вы могли назвать политические центры влияния, не считая президента? Кто сегодня делает погоду на политическом Олимпе? Так называемые "прослушки", опубликованные в Сети, в качестве серых кардиналов называют новые имена…

Нет, прослушки не выявили новых "дирижеров". Я не думаю, что для тех, кто в курсе, эти телефонные разговоры открыли что-то новое. Прослушки имели эффект только для тех, кто не знал, что творится в Астане. Что же касается центров влияния, то доминирующим центром был и остается президент. Причем, с середины 1990-х до середины нынешнего десятилетия в общении главы государства с другими группами наблюдается эволюция. Он напрямую общался с различными группировками, достаточно оперативно реагировал на возникающие проблемы. Отчасти потому, что вокруг него тогда было достаточно сильное окружение. Сегодня же президента вознесли на огромную высоту, он теперь над всеми, и это привело к появлению побочных эффектов.

Глава государства получает не то чтобы дозированную информацию, его окружение просто зачастую не хочет портить ему настроение. У команды, которая сегодня вокруг него, одна цель - обеспечить "успехи", чего бы это ни стоило. Статистика сама по себе вещь такая, что в какую сторону ни поверни, получится нужный результат. А тут еще и нынешний состав правительства, заряженный на получение быстрых успехов абсолютно во всем и демонстрацию большой "положительной динамики".

Если рассматривать остальные центры влияния - президентскую администрацию, партию "Нур Отан", правительство, холдинги, то можно смело констатировать, что в этих структурах мало сильных, интеллектуальных, харизматичных политиков, которые наблюдались еще лет пять-семь назад. Многие из них, по большому счету, не имеют самостоятельных перспектив вне обоймы президента. Последние годы для них самой большой опасностью является появление фигуры, которая могла бы встать между ними и президентом.

Существует некий баланс, который, с одной стороны, не дает никому выделиться, с другой - приравнивает всех остальных к среднему уровню. Никто не хочет подставляться и давать поводы другим считать себя либо "преемником", либо "регентом". Все это привело к печальным итогам - размыванию управленческой элиты. Текущее функционирование обеспечивается, и на этом все.

А что все-таки лучше - наличие сильных центров влияния в окружении президента или беззубых апологетов?

Нужна здоровая конкуренция идей, стратегий, личностей опять-таки, нужны эффективные каналы взаимосвязи между населением и властью, бизнесом и обществом. Сегодня же сплошной идеологический хаос. В итоге уровень реального доверия к проводимой политике крайне низок. Лакмусовой бумажкой стал экономический кризис.

"Сапожники" без "сапог"

Перейдем к персоналиям. Как сегодня выглядит ранжир "первых из первых"? Какое место в нем занимают те же вчерашние политические силовики - Тимур Кулибаев, Имангали Тасмагамбетов и другие? Насколько их позиции ослабли или укрепились?

На мой взгляд, сегодня в рамках существующей системы получила усиление одна группа, во главе которой можно назвать Кулибаева, Масимова и Тасмагамбетова. Проблема в том, что вертикаль эта очень виртуальная. Реальных рычагов политического управления здесь нет.

Тасмагамбетов, конечно, на общем фоне - весьма опытный политик. Кулибаев - в первую очередь, бизнесмен, который умеет выстраивать грамотные схемы. Масимов - фигура объективно не имеющая конкуренции. Сейчас не то время, чтобы на пост премьера рвались многие. К тому же, именно усилиями его правительства оказалась фактически сломана прежняя система государственного управления, а ее эрзац в виде холдингов может решить отдельные проблемы отдельных лиц, но никак не обеспечить функционирование государства.

К тому же процесс экстенсивной холдингизации требует наличия огромной массы "своих людей" и контроля над ними. Судя же по тому, что происходит - огромный, казалось бы, кадровый запас уже иссяк - многих вытаскивают уже и из "яслей", и из "нафталина". При такой модели обеспечить эффективную политику даже в своих интересах уже трудно.

По вашим прогнозам, как в ближайшие годы будет трансформироваться наша элита?

Поскольку, на мой взгляд, внешних резких движений быть не может, ситуация будет аналогичной ситуации в экономике. Если мировой экономический кризис будет развиваться и дальше, а деньги по-прежнему тратиться на оживляж банковской системы, это будет умеренно-негативный сценарий. В этих условиях президент и дальше будет цементировать элиты, не позволяя никому высовываться чуть дальше. Вторые лица, конечно, будут меняться, но меняться с третьими лицами, и каких-то кардинальных изменений не будет.

То есть политических тяжеловесов уже не будет?

Те, кто был ими, ими и останутся. Они будут приходить, уходить, но это мало что изменит. Их возможность политического влияния призрачна.

Источник: Camonitor.com
В статье: Астана

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .