122539 Эти 12 месяцев запомнились редкими выходами главы города к прессе и критикой некоторых центральных госструктур Политика

Алматы прожил год с новым мэром. Итоги

Ровно год, как президент назначил акимом Алматы Ахметжана Есимова. Журналистам эти 12 месяцев запомнились редкими выходами главы города к прессе и критикой некоторых центральных госструктур. У горожан, пожалуй, в памяти более всего отложились создание нового района, наведение порядка в энергетике, решение проблем дольщиков.

За последние пару десятков лет Алматы, став мегаполисом, столкнулся с массой проблем, взаимосвязанных и отдельно стоящих. И хотя каждый руководитель городской администрации чем-то отличился или запомнился, большая часть вопросов и по сей день остается насущной и, из-за давности, кажется уже неразрешимой. Причем есть вещи, которые откровенно раздражают жителей (городские сети водоснабжения, энергетический комплекс, экология, дороги), а есть те, что вызывают улыбку, как, например, метрополитен.

Когда год назад Есимов вступил в должность акима Алматы, важнейшими проблемами, с которыми он столкнулся, были энергетика (город был на грани энергетической катастрофы), дефицит территории (население интенсивно растет, а строить негде), дольщики и общественный транспорт.

Дым из трубы

Через три дня после назначения Есимов провел совещание по энергетике. Вердикт был вынесен неутешительный: надо спасать. Новая администрация разработала план развития энергетики Алматы. В итоге алматинская энергетика перешла от авральной системы работы к плановой. Теперь каждый проект сначала рассматривается с точки зрения его обеспечения коммуникациями: электричеством, теплом, канализацией, водой, то есть по принципу целесообразности, а не по принципу выгодности района застройки.

В энергетике ключевым вопросом была необходимость снижения нагрузок. У энергетиков есть карта нагрузок города. И весной прошлого года она была вся окрашена в красный цвет. Это означало, что по всему городу была критическая нагрузка - до 140 процентов. Причина в том, что в период строительного бума у нас сначала строили, а потом думали, куда это включить. Соображения по строительству были такие: центр города - перспективный район, значит, выгодно можно продать, а все остальное - дело третье. В итоге после ввода объекта получался перегруз. Энергомощности значительно отставали.

Проблему решили радикально, приступив наконец к генеральному ремонту ТЭЦ-1, причем с полной ее остановкой на пару месяцев. Действительно, такого не было с момента строительства станции, почти полвека. Все ремонтные и профилактические работы, которые производились ранее, не давали радикального увеличения к.п.д, тем более что износ основного оборудования составлял 80 процентов. Кроме того, было введено в действие несколько подстанций, за счет чего была увеличена энергообеспеченность.

Надо отметить, что большая часть объектов энергетики в Алматы находится в ведении АО "Самрук-Энерго". С прошлого года компания начала активно инвестировать в городскую энергетику. В прошлом году в общей сложности в энергетику города вложили 48,3 млрд тенге.

Порадовало в прошлом году и то, что акимат серьезно взялся за сети. С ними в городе всегда была катастрофическая ситуация, и потребители платили не только за то, что потребили, но и за то, что утекло и испарилось. Шутка ли, уже бывший директор "Водоканала" рассказывал, что потери воды у его предприятия составляли до 40 (!) процентов.

Аким поставил задачу ежегодно планово менять определенный километраж сетей. И в течение определенного количества лет сети должны быть обновлены, причем не железными и чугунными трубами, а современными. На реконструкцию тепломагистралей республиканским бюджетом уже выделено 4,95 млрд тенге. Также было решено построить соединительную тепломагистраль между ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1, на это в нынешнем году из республиканского бюджета выделено 988 млн тенге. В прошлом году на аварийно-восстановительный ремонт тепловых сетей местным бюджетом выделено 600 млн тенге. Протяженность отремонтированных тепловых сетей составила 34,2 км.

Что в итоге?

Зиму Алматы перенес без особых проблем. Электричество отключали намного реже, чем в предыдущий сезон, - сказалось строительство новых подстанций и ремонт сетей. С теплом тоже проблем не было.

Северный ветер

Алматы с проблемой роста столкнулся давно. В разные годы предлагали различные варианты - вплоть до вывода промышленных объектов из центра в сторону Капшагайского водохранилища. При этом свободной земли вокруг Алматы - на пару новых мегаполисов хватит. Но между городом и этими землями стояли так называемые присоединенные поселки, обросшие самостроем. Люди из депрессивных регионов селились здесь почти два десятилетия. Причем, не утруждая себя формальностями: увидел свободное пространство - построил дом. В итоге - 160 тысяч человек.

Эдакое огромное партизанское соединение под боком у крупнейшего города Казахстана. Власти в поселках, по сути, не было никакой. Вот они и давали половину преступности в Алматы. Проблема начала решаться, когда создали новый район. Сразу после этого создали всю властную инфраструктуру, которая должна управлять процессами жизнедеятельности нормальной городской единицы: акимат, суды, прокуратура и так далее.

После этого были жестко пресечены попытки дальнейших захватов земель. Полиция и комитет нацбезопасности задержали несколько групп, которые незаконно торговали землей и поддельными документами на нее.

Конечно, надо решать еще, как быть с теми людьми, которые живут в этом районе, и с их незаконными строениями. Но главное, что теперь они полноправные граждане и жители Алматы. Ведь ситуация дошла до того, что у большинства не было прописки, поэтому старики не получали пенсию, дети не ходили в школу. Сейчас люди уже получают документы на свое жилье, легализация идет полным ходом. Все вопросы в этом социально нездоровом секторе города решаются практически бескровно. Скажем, проблема самостроя в газоохранной зоне.

Дело в том, что в сторону города проходит труба через этот район, и сотни домов построены прямо под ней и рядом. Случись авария, утечка - счет жертвам может пойти на тысячи. Газовики твердо требовали сноса. Однако был найден компромисс: снизить давление в трубе, чтобы уменьшить площадь газоохранной зоны, тогда и количество домов под снос сократится в несколько раз.

Надо отметить, что власти города стремятся минимизировать потери заинтересованных лиц. Так, в декабре был утвержден план детальной планировки Алатауского района, по которому будет вестись застройка до 2020 года. Судя по плану, несколько тысяч домов все же попадают под снос. А это значит, что кому-то будет предоставляться арендное жилье, кто-то попадет под другие программы, но, конечно же, никто не останется на улице. Кстати, уже сейчас в районе введены в эксплуатацию школа и детский сад, строятся еще четыре детских сада.

Жертвы пузыря

Довольно массовой оказалась проблема дольщиков, и именно Алматы стал территорией, наиболее охваченной этим бедствием. Митинги и пикеты год назад проходили почти ежедневно. Для решения проблем, возникших в долевом строительстве, постановлением правительства для Алматы было выделено 46,2 млрд тенге для достройки 14 жилых комплексов.

Однако процесс выделения средств был затянут. В конце концов, помог, наверное, рациональный подход новой администрации города. Высоких гостей - премьер-министра, вице-премьера, разных министров - в Алматы в прошлом году приглашали часто. Логика проста: проблема понятнее, когда видишь ее собственными глазами. Видимо, исходя из этих соображений, была организована встреча премьер-министра Карима Масимова с дольщиками в алматинском акимате. На этой встрече была озвучена необходимость выделения средств городу напрямую, минуя АО ФУР "Казына". Затем, по схеме "правительство - акимат - застройщик" было выделено 10,0 млрд тенге.

В целом из 62 жилых комплексов 16 на сегодня не охвачены господдержкой. По семи из них горадминистрация предлагает организовать прямой выкуп свободного незавершенного жилья фондом недвижимости с последующей сдачей в аренду с правом выкупа в течение 20 лет. Это наиболее простая и выгодная для всех схема появилась недавно.

Своя колея

Что касается вопроса общественного транспорта, то он вкупе тащит за собой и вопрос экологии. Были и радикальные предложения: запретить в городе старые машины. Аким тогда сказал: "Хорошо, мы их запретим, может быть, машин в городе станет меньше. Но мы должны дать людям нормальный общественный транспорт". Действительно, поработав в свое время на дипломатической службе в Европе, Ахметжан Есимов знает, что такое нормальный общественный транспорт европейского уровня. Известно, что в Алматы колоссальный дефицит подвижного состава, поэтому невозможно снять какую-либо компанию с маршрута за нарушения, которых, конечно же, масса.

После долгих попыток прийти к общему знаменателю с извозчиками, акимат сделал вывод, что в отрасли навести порядок достаточно сложно и придется решать проблему радикально, введением в действие муниципального парка общественного транспорта. И уже весной 2009 года в городе появится парк из нескольких десятков европейских автобусов, который будет постепенно расти. Муниципальный парк позволит акимату диктовать условия на рынке, появится возможность убрать недобросовестных перевозчиков, создать здоровую конкуренцию.

Также из соображений экологии планируется модернизировать городской рельсовый транспорт, увеличив количество маршрутов.

Загрязненность воздушного бассейна осталась серьезной болезнью города даже после уменьшения промышленной активности в период кризиса. Для улучшения экологической ситуации в акимате разработана комплексная программа по снижению загрязнения окружающей среды на ближайшие девять лет. При этом в разработке впервые оценена экологическая эффективность запланированных мероприятий, которые на первом этапе позволят снизить валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 50 тыс. тонн в год.

"Дешево" не значит "плохо"

Помнится, будучи министром, Есимов неоднократно заявлял, что бороться с ценами должны акимы. После назначения Есимова на должность акима журналисты вспомнили это высказывание. В прошлом году Алматы несколько месяцев показывал уровень инфляции ниже среднереспубликанского. Такого в истории еще не было.

Антикризисный подход новой администрации позволил снизить потребительские расходы жителей Алматы. Во всех районах города организован оперативный мониторинг цен. В рамках программы создания продовольственного пояса вокруг города Алматы запланировано строительство тепличного комплекса, который сможет в определенной степени обеспечить город свежими овощами и фруктами. Кроме того, с торговыми сетями заключен меморандум о стабилизации цен на хлеб, растительное масло, сахар. И если в докризисные годы ярмарки для фермеров Алматинской и Жамбылской областей были сезонными, то теперь они работают на постоянной основе, как и специальные муниципальные ряды на рынках. Неплохие результаты показывают и заключенные с основными продовольственными сетями соглашения о беспрепятственном доступе отечественных товаропроизводителей в торговую сеть. Показали себя и гипермаркеты Cash&Carry, за которые ратует Ахметжан Есимов. В сети магазинов "Арзан", "Магнум", "Акбас" товары реализуется по оптовым ценам.

Действительно, в прошлом году ситуация была сложной (поступления в местный бюджет составили 173,6 млрд тенге). Алматы остался без денег, которые нужно потратить на насущные статьи, то есть на инфраструктуру, а также на метро - оно вообще не строилось. Было решено обратиться к государству. В итоге только на алматинскую подземку в прошлом году было выделено столько денег, сколько госбюджет отдал за всю двадцатилетнюю историю ее строительства.

Более того, акимат рассматривает варианты финансирования ряда проектов, в том числе и строительства объектов для Азиады, привлекая "длинные деньги" через экспортно-кредитные международные агентства. Это позволит высвобождать предусмотренные в республиканском и местном бюджетах средства. Работая в этом направлении, акимат южной столицы проинициировал принятие нового законопроекта о статусе города Алматы, который бы значительно расширил городские полномочия.

В сухом остатке

Судя по официальным сообщениям и заявлениям Есимова за эти 12 месяцев, акимат занимался не только энергетикой, новым районом, дольщиками и экологией. Активно обсуждается в официальных кабинетах перспектива строительства легкорельсового трамвая. Прошлым летом аким начал бороться с вольницей нерадивых председателей КСК. Взялся за озеленение - только в этом году посадили почти 3 000 деревьев. Собирается создавать новые рабочие места, что особенно актуально в кризисный период.

А в последние недели город с интересом следит за ситуацией вокруг надоевшей всем ямы на центральной площади, где "Базис-А" пытался строить торгово-развлекательный центр. Есимов заявил главе корпорации А. Беловичу: либо стройте паркинг, либо закопайте. И хотя срок дал до конца апреля, какое-то движение там уже началось.

Источник: Литер

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .