121993 О том, как спасти систему образования с помощью поправок в законы, говорили на парламентских слушаниях в мажилисе Общество

В казахстанских училищах и колледжах учат не на тех, кто нужен работодателям

В казахстанских училищах и колледжах порой учат не тех, кто нужен работодателям. Преподаватели же бегут из сферы профтехобразования - система подготовки вянет от денежной жажды. О том, как ее спасти с помощью поправок в законы, говорили на вчерашних парламентских слушаниях в мажилисе.

Фото с edunews.ru
Темой разговора депутатов и чиновников стало законодательное подспорье для госпрограммы развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы. С самого начала слушаний стало ясно, что хороших вестей ждать неоткуда: туманная атмосфера на рынке рабочих ремесел проясняться не собирается.

Председатель мажилиса Урал Мухамеджанов сообщил слушателям об известных, в общем-то, неприятностях: в республике полным-полно никому не нужных специалистов, произведенных в избытке и пополняющих списки безработных, с другой стороны, явный недобор технарей, которые сейчас куда востребованнее, чем менеджеры. А раз не хватает своих рабочих рук, к нам тянутся заграничные - число иностранных профи множится в республике с каждым годом.

Причины всего этого традиционны. Во-первых, мизерные заработки мастеров производственного обучения, из-за чего последние сотнями покидают училища. Во-вторых, поставки свежеобученных выпускников среднего звена не удовлетворяют работодателей, потребности которых, естественно, постоянно растут.

Такой дисбаланс между спросом и предложением неудивителен. По информации мажилисмена Кылышбая Бисенова, в среднем на один компьютер приходится 16 обучающихся, и лишь три процента учебных заведений подключены к широкополосному Интернету. Не говоря уже о старинном оборудовании, нехватке общежитий, спортинвентаря и других "мелочей".

Министр образования и науки Жансеит Туймебаев, отчитываясь перед народными избранниками, признал: несмотря на создание новых учебных центров, подписание соглашений с заинтересованными ведомствами и бизнес-структурами и другие меры, по уровню денежной подпитки профтехобразования (ПТО) Казахстан стоит на последних ступеньках по сравнению с другими странами. Это при том, что финансирование за последнее десятилетие увеличилось в десять раз - министр назвал миллиардные суммы, выделяемые ПТО из бюджета и собранные с помощью партнеров.

Господин Туймебаев предложил депутатам законодательно решить вопрос о создании единой национальной квалификационной системы. Кроме того, позарез нужно прогнозирование потребностей экономики и планирование подготовки кадров. До сих пор профессию будущие специалисты и их учителя выбирают, что называется, вслепую, и куда это приведет, не очень понятно. А чтобы сфера ПТО не осталась без педагогов, Жансеит Туймебаев предложил пересмотреть жалованье мастеров производственного обучения, приравняв их должность к должности преподавателя. В целом же для перевода бумажных планов в реальные придется пересмотреть несколько законов.

По итогам слушаний парламентарии рекомендовали для реализации госпрограммы развития ПТО внести поправки в законы "Об образовании", "О занятости населения", "О частном предпринимательстве", "О госпредприятии", в Трудовой и Налоговый кодексы, а также в ряд подзаконных актов.

Источник: Экспресс-К

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .