121309 Из-за его размеров учёные чуть было не прошли мимо Калейдоскоп

Найден плотоядный динозавр размером с кота

Хищника, имеющего острые, как бритва, когти и внешность велоцираптора, обнаружили в Северной Америке палеонтологи из университета Калгари (University of Calgary). Правда, из-за его размеров учёные чуть было не прошли мимо.

Новый вид назвали Hesperonychus elizabethae в честь почившего палеонтолога Элизабет Николлс (Elizabeth Nicholls).

Обитал динозавр на территории современной провинции Альберта в Канаде около 75 миллионов лет назад, охотился, скорее всего, на насекомых, небольших млекопитающих и других животных позднего мелового периода. Его рост едва превышал 50 сантиметров, а весил он около двух килограммов.

Самый маленький плотоядный динозавр Америки во время охоты на цикаду (иллюстрация Nicholas Longrich).

Поначалу палеонтологи решили, что перед ними родственник велоцираптора, однако более тщательный анализ показал: самый маленький плотоядный динозавр Северной Америки ближе к четырёхкрылым микрорапторам.

То, что тазовые и лобковая кости H. elizabethae имели костное сращение, означало - динозавр уже не детёныш.

Эта находка уникальна не только потому, что на данный момент этот плотоядный динозавр является самым маленьким из обнаруженных в Северной Америке, но ещё и из-за того что скелеты древних животных небольшого размера почти не сохраняются.

На то существует множество причин: когда такие динозавры погибали, их плоть и кости с большей вероятностью могли разорвать существовавшие тогда хищники и падальщики. Ветер, вода (дождь и реки), эрозия почв и давление горных пород разрушали то, что осталось.

Не говоря уже о том, что даже опытные охотники за костями динозавров иногда проходят мимо столь малых скелетов, не замечая их. Так произошло бы и в этот раз.

"Когда первый образец был обнаружен, учёные даже не сразу поняли, что он имеет отношение к динозаврам", — рассказывает в пресс-релизе университета профессор Филип Кьюрри (Philip Currie).

Статья авторов опубликована в PNAS.

Кстати, не так давно Лонгрич и Кьюрри рассказали миру о курицеподобном динозавре Albertonykus borealis.

Между тем европейские "карликовые" динозавры были ростом с человека, а вот самыми маленькими, вероятно, являются хищные