121200 12-летка: шаги эксперимента Общество

В казахстанской школе в 2010 году вводится 12-летнее обучение

В казахстанской школе в 2010 году вводится 12-летнее обучение. Первоклашки-шестилетки (заметим: школьники, начавшие обучение до 2010 года, будут заканчивать 11-летку) выступят в роли первопроходцев. Насколько готовы к этому — система образования, дети, и, конечно, родители?

Иллюстрация journal.spbu.ru
Хотя об этом говорили много, напрашивается вопрос: а зачем нам 12-летка? Дело в том, утверждают специалисты, что в эпоху информационных технологий нужно менять содержание образования. Действующий до сегодняшнего дня принцип передачи ученикам готового учебного материала теперь не годится. Важно научить детей самостоятельно добывать информацию, уметь анализировать ее и применять в повседневной жизни.

Напомню, что с 2003 года 12-летка проходит апробацию в 104 школах страны. Мы отправились в один из экспериментальных классов, чтобы не говорить отстраненно о проблеме. Итак, обычная столичная школа № 18.

— Сейчас у нас три экспериментальных класса — четвертый, пятый, и шестой, — рассказывает директор школы № 18 Александра Агапитова. — Казалось бы, на экспериментальной площадке надо работать с учащимися повышенной мотивации к обучению, но в нашем случае, возможно, это и к лучшему, выбора не было. И мы собрали в самый первый класс в 2003 году всех шестилетних детей, многие из которых даже не посещали детсад. Сегодня можно сказать одно: задания мы не провалили, школьники учатся хорошо — от 50 до 75 процентов на "четыре" и "пять". И ни в чем не уступают ребятам, пришедшим в школу с семи лет.

По словам Полины Коротковой, завуча по науке, в проекте задействованы девятнадцать педагогов, которые прошли курсы по глобальному образованию, модульному и профильному обучению, проектной деятельности.

А что же дети? Каждый ребенок ценен и талантлив по-своему — это своеобразный девиз 12-летки, поэтому неуспевающих в этих классах нет. У каждого учащегося своя траектория развития, собственное портфолио, в котором зафиксирована вся информация о школьнике. Когда произойдет переход на балльную систему оценивания, будет и свое место в классном рейтинге.

Заметила, что педагоги не ругают учебники. Конечно, недоработки есть, но всегда есть возможность указать на них авторам.

— В учебниках много творческих заданий разных уровней, — отмечает классный руководитель экспериментального четвертого "А" класса Татьяна Мусиенко. — Дети из учебного материала получают много сведений о стране, природе, мире.

Подопечные Татьяны Карловны за участие в проектной деятельности, а конкретно за составление задачника по математике под руководством, разумеется, педагога, получили на республиканском конкурсе грамоту. Математика — трудный предмет, но если подойти к постижению науки творчески, то можно превратить ее в сказку. Сейчас ребята трудятся над словариком по русскому языку. Иначе говоря, растут юные исследователи. А еще со второго класса эта детвора изучает валео­логию, информатику, английский язык, другие предметы. Они с радостью бегут в школу, и четвероклассник Дима Каширин в своем отзыве о школе написал, к примеру, что ему порой домой не хочется уходить, до того интересно.

К внедрению 12-летки школа № 18, считают педагоги, готова. Впрочем, учителя по долгу своей работы должны быть оптимистами. Испытывают ли это чувство в Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, на которую возложены задачи по методологическому и методическому обеспечению реформирования системы?

— Профессиональная среда к нововведению морально готова, — считает президент академии Такир Балыкбаев. — 12-летнее обучение сегодня — это новое содержание образования, повышение качества, улучшение условий обучения. Чего многие боятся? Новых задач и проб­лем, но они будут возникать всегда, и связывать их только с 12-леткой нельзя. Не знаю системы образования, где были бы созданы идеальные условия для каждого школьника. У нас, к примеру, одна из главных проб­лем — дефицит мест, и сколько бы мы школ ни строили, всегда, особенно если взять в пример столицу, придется догонять.

По словам Т. Балыкбаева, нормативные документы, определяющие, как и в каком направлении пойдет обучение, тоже готовы. Государственные стандарты начального образования приняты в 2008 году. Скоро закончится утверждение образовательных программ начальной школы, то есть все содержание по каждому классу и предмету для первых — четвертых классов готово. Стандарты и программы затем будут переданы авторам, чтобы те привели свои учебники в соответствие с требованиями, а затем наступит черед издательств. К слову, печатать учебники для первоклашек можно будет уже с января 2010 года, поэтому поставить их обещают не позднее августа. Конечно, предстоит решить много других моментов. К примеру, учительство волнует, какова будет часовая нагрузка.

— Пока этот вопрос находится на стадии обсуждения, — комментирует Такир Балыкбаев. — Уже в 2007 году нагрузка снизилась с 20 до 18 часов в неделю. Я прекрасно понимаю, что новое содержание образования потребует от педагогов большого напряжения творческих сил. Сколько будет часов — 14 или 16, сейчас сказать не могу. Что касается школьников, то до седьмого класса предполагается пятидневное обучение. Важно отметить, что внедрение 12-летки не ухудшит ситуацию учителя и ученика, ведь как раз им и отводится главное место в реформе.

И все же в родительской среде царит некий ажиотаж: покупаются сумками учебники, пособия, масса другой литературы. Детей "натаскивают", ведь, не дай-то бог, ребенок не будет успевать. Ситуацию нагнетают отдельные педагоги, которые заинтересованы в том, чтобы заполучить умненького, все умеющего делать первоклассника.

— Я хочу успокоить родителей, — говорит Такир Балыкбаев. — Есть система дошкольного воспитания, задача которой привить детям основные поведенческие навыки, элементы грамоты, достаточные для первого класса. Но если ребенок и не прошел детсад, то система образования не может и не должна отверг­нуть его. Мы не собираемся первоклашек пичкать знаниями настолько, чтобы они боялись опоздать. О гонке речи не идет. В первую очередь для ребенка в школе должны быть созданы комфортные условия, способствующие его гармоничному развитию. Никакого года детства у шестилеток никто не отнимет, утверждают педагоги. Занятия в первом классе перемежаются играми, оценки не выставляются, домашних заданий — минимум. Так детвора адаптируется к школе, притирается друг к другу. Учителя не устают напоминать о том, что в этом возрасте дети впитывают знания с легкостью, поэтому главное — не упустить этот важный момент становления личности.

Но если с начальной ступенью картина более или менее ясна, то со средним и старшим звеньями не вполне. Эксперимент дошел только до шестого класса, а значит, еще в течение шести лет он будет продолжаться параллельно с настоящим внедрением. В нынешнем году будет идти работа по стандартам для пятых — десятых классов, затем ученые-педагоги приступят к старшей ступени. В этом же году должна быть подготовлена концепция профильной подготовки в 11-12 классах и система оценивания, ведь от прежней пятибалльной, не дающей полного представления о знаниях школьников, придется отказаться. Профильная подготовка — вообще отдельный разговор. Ее внедрение, как задумывается, позволит выпускникам школы готовиться к продолжению обучения в высшей школе или в учебных заведениях технического и профессионального образования для раннего получения квалификации специалиста среднего звена. Она предусматривает возможность выбора обучения по одному из трех направлений: гуманитарному, естественно-научному и техническому. И если в городских школах такое обучение организовать легче, то на селе эту идею ожидают трудности. К примеру, в малокомплектной школе, где в классе порой сидят по два человека и нет высококвалифицированных педагогов, открывать направления нет смысла. Один из подходов — создание ресурсных центров на базе крупных, с крепкой материальной базой школ, где могли бы обучаться ребята из разных сел. И в таком случае потребуется открытие сети интернатов. Возможно, каждый регион будет решать вопрос, исходя из своих реалий.

Слабая материально-техническая база средних учебных заведений, дефицит ученических мест были в числе причин переноса внедрения 12-летки с 2008 на 2010 год. По данным Министерства образования и науки, прозвучавшим в январе на заседании коллегии ведомства, требуют капитального ремонта 23 процента школ. Из более чем 7,5 тысячи учебных заведений 65 процентов работают в две, а 86 школ (1,1 процента) — в три смены. В приспособленных зданиях располагаются 37 процентов школ, в аварийных — 202. Дефицит мест составляет 120 тысяч, поэтому в 2009 году планируется за счет строительства школ уменьшить долю трехсменных заведений до 0,7 процента и сократить дефицит мест на 65 процентов. Будет увеличена доля школ, обеспеченных предметными кабинетами с 62 до 72 процентов, интерактивным обучением — до 38 процентов.

Накануне введения 12-летки по педагогическим кадрам складывается следующая картина. Не имеют категории 73 тысячи педагогов, или 27 процентов. Со средним образованием работают 1 216 учителей. Около 2,5 тысячи учительских мест вакантны, 20 процентов педагогов старше 50 лет. Такой расклад, как отмечалось, не лучшим образом влияет на качество образования. Проблемы, которые будут возникать уже в самом процессе внедрения 12-летки, придется, как видно, решать на ходу.

Вот "плюсы" и "минусы", конечно же, далеко не все, на пути подготовки реформы. А в качестве эпилога предлагаю следующую информацию. Недавно в столице побывала группа педагогов из Великобритании, изучавшая казахстанский опыт в вопросе перехода от начального образования к среднему. Так вот, гости отметили следующую деталь: несмотря на то что наши дети приходят в школу в семь лет, они делают прогресс в учебе быстрее юных англичан, начинающих "грызть" гранит науки на два года раньше. А когда посмотрели, к примеру, школьную программу по математике, то и вовсе удивились: казахстанцы идут впереди на два года. Вот такая картинка для размышления.

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .