119635 В вечер объявления итогов Соловьев показал фильм "2-Асса-2", сделав перед его просмотром несколько существенных уведомлений: попросил не считать "2- Культура и шоу-бизнес

В Ханты-Мансийске завершился кинофестиваль "Дух огня"

Фото: Олеся Волкова, "МК"

На плакате VII Международного фестиваля кинематографических дебютов "Дух огня", который завершился в Ханты-Мансийске, рядом с порядковым номером фестиваля утвердилась жирная черная точка внушительных размеров.

Невеселые шутники тут же заподозрили графический намек на то, что нынешний фестиваль будет последним. Мол, в обозримые времена Югра, превратившись из-за кризисных обстоятельств в дотационный регион, не сможет себе позволить то, что с удовольствием позволяла в течение предыдущих шести лет. Однако власти местные в лице губернатора Александра Филипенко и власти фестивальные в лице президента Сергея Соловьева противопоставили скептикам свою уверенность в светлом будущем их общего "Духа". И в подтверждение сообщили, что с благоволящими фестивалю бизнес-структурами, ответственными за добычу нефти и газа, уже чуть ли не подписан договор о намерениях провести восьмой "Дух огня" в том же месте и в традиционные сроки.

В вечер объявления итогов и награждения победителей режиссер Соловьев показал фильм "2-Асса-2", сделав перед его просмотром несколько существенных уведомлений. Он попросил не считать "2-Ассу-2" сиквелом и не подозревать его лично в тщеславном желании повторить собственный успех двадцатилетней давности. "Новый музыкальный триллер" - так определил Соловьев жанр фильма - искреннего в своем безумии сочинения на тему перемен, которых требовал Виктор Цой в финале первой "Ассы" и над которыми теперь потешается Сергей Шнуров, выворачивая наизнанку рок-пафос восьмидесятников. "2-Асса-2" круто и безрассудно замешивает гиньоль с лирикой, сатирой и черной комедией; напиток у Соловьева получается резкий на вкус, но дико энергетический - все аналоги из жестяных баночек отдыхают.

Воспроизводить здесь и сейчас крейзи-сюжет вряд ли стоит, ограничимся лишь несколькими узловыми точками: превращением персонажа Александра Баширова из "майора ВВС" в продюсера, кинопроекцией на обнаженной спине актрисы и автора угарных песен Кати Волковой, разбитой в кровь физиономией Шнура, отрезанной головой Бананана-Африки, Юрием Башметом в белом гостиничном халате и дракой Алики со вдовой Крымова в психушке. "2-Асса-2" вышла крайне шумной, буйно-веселой и при этом чрезвычайно мрачной: зловещий "Дом под звездным небом" того же автора кажется рядом с ней детской прибауткой. Некоторые критики поспешили провести фильм Соловьева по разряду интеллигентской истерики, но если это и истерика, то автор, ей подверженный, - сильный человек, способный ее в себе одолеть и погасить.

Более чем существенна связь "2-Ассы-2" с "Анной Карениной", тоже только что завершенной двужильным Соловьевым и показанной неделю назад на открытии седьмого "Духа". Сквозь сюжет "2-Ассы-2" проходит гротескная история мучительных съемок фильма "Анна Каренина", каковые осуществляет режиссер с говорящей фамилией Горевой (Сергей Маковецкий). Зрителю действительно сначала стоит окунуться в сумасшествие "2-Ассы-2", чтобы потом остаться наедине с результатом усилий выдуманной съемочной группы и прочувствовать настроение "Анны Карениной". Она исполнена в жанре лирического стихотворения-впечатления и в очевидном расчете на тех, чье знание толстовского романа не исчерпывается осведомленностью о гибели замужней наркоманки под колесами паровоза.

"Анна Каренина" заслуживает особого разговора; пока же ограничусь утверждением, что фильм заново знакомит с актрисой Татьяной Друбич: ее работа здесь глубока и точна, а в некоторых сценах - удивительна. Ну, не было еще такой Друбич в кино. Если новая дилогия Соловьева стала обрамлением фестиваля "Дух огня" и его главным внеконкурсным событием, то в центральное, принципиальное событие непосредственно международного конкурса превратился показ жесткой, честной, бескомпромиссной, уверенно снятой антифашистской драмы Павла Бардина "Россия 88". Ее премьера состоялась двумя неделями раньше на Берлинале, после чего вокруг фильма возникло непонятное и неприятное вихрение: "России 88" кулуарно стали вменять в вину отсутствие положительного героя - носителя светлой и разумной силы, которая утвердилась бы в зрительских глазах как мощная альтернатива богомерзкой идеологии скинхедов, - собственно, объектов исследования в "России 88".

В общем, международному жюри "Духа огня" пришлось непросто, но оно отстояло свое право на независимое мнение, а значит, и право фестиваля на самоуважение и честное имя. Гран-при Бардину не дали, но вручили специальный приз с денежным содержанием, адекватным сумме, предназначенной победителю: 350 тыс. рублей. Для фильма, который был снят на личные копейки его авторов и имеет крайне смутные прокатные перспективы, это во всех смыслах важно.

Талантливый казахский режиссер и достойнейший человек Гука Омарова от лица коллег по жюри внятно сформулировала причины, по которым "Россию 88" сочли важным художественным и социальным явлением. А режиссер Бардин в ответном слове поблагодарил всех поддержавших его фильм, высказал уверенность в том, что фашизм все же не пройдет. Оба они, Омарова и Бардин, сорвали неслучайные аплодисменты. Что же касается гран-при "Золотая тайга", то его вместе с аналогичным бардинскому чеком получили авторы словацкой "Слепой любви" - достойно исполненной трогательной драмы, вполне соответствующей фестивальному канону, согласно которому, в частности, гуманный авторский интерес к людям, пораженным тем или иным недугом и умеющим его превозмочь, заслуживает всяческого поощрения.

Источник: Газета gzt.ru

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .