119550 Зато с 14 по 19 сентября этого года в столице пройдет международный кинофестиваль “Астана” Культура и шоу-бизнес

Международного кинофестиваля “Евразия” больше не будет

Случилось то, о чем мы все так долго мечтали. Международного кинофестиваля "Евразия", который в прошлом году торжественно перенесли в Астану, больше не будет. Зато с 14 по 19 сентября этого года в столице пройдет международный кинофестиваль "Астана". Над Ишимом небо синее, на экране фильмы разные. Хоть похоже на "Евразию", только все же не "Евразия".

Между первым и вторым

Сламбек ТАУКЕЛ и Игорь ВОВНЯНКО
Первый международный кинофестиваль "Евразия" состоялся в 1998 году. Его идейными вдохновителями были Сламбек ТАУКЕЛ и Игорь ВОВНЯНКО (на фото), а материально-организационные вопросы решал Ораз РЫМЖАНОВ. Идея фестиваля быстро нашла поддержку у высшего руководства страны.

Сейчас уже понятно, что для очнувшегося после коллапса ранних 90-х Казахстана проведение фестиваля с претензией было симп­томатичным: нужно же сказать всему миру, что мы есть. Как внезапно разбогатевшему, но грубоватому человеку, который попал в интеллигентное общество, вдруг хочется приобщиться к нему, так и стране захотелось показать, что кроме черной нефти у нас есть светлые мысли.

Определенная узость взглядов в таких случаях обычно компенсируется широтой души: на первую "Евразию" собрали умопомрачительных для того времени звезд мирового кинематографа. Это сейчас нас никакими сигалами-дакаскосами уже не удивишь, а в 98-м Пьер РИШАР, Барбара БРЫЛЬСКА, Никита МИХАЛКОВ и Майкл ЙОРК вводили в экстаз местную публику быстрее и сильнее, чем волшебные грибы. Делегацию иностранных гостей принимал сам глава государства. О степени мотивированности приглашенных тогда никто не ставил вопроса. Главное - не кто к нам едет и зачем, главное - что к нам вообще кто-то едет.

И в целом фестиваль 98-го был обставлен очень пышно: 103-летняя алматинская долгожительница, ровесница кино, перерезала путы юному джигит-символу фестиваля. На "Казахфильме" открыли памятник Шакену АЙМАНОВУ. Около Дома кино учредили Аллею звезд. После долгого затишья в рамках форума вышли сразу три каталога, посвященных кинематографу, и…

И все кончилось. На следующий год организаторы не нашли денег. Еще через год - тоже.

Венера НИГМАТУЛИНА
Праздник кино уже забыли, как вдруг в 2003 году упавшее знамя кинофестивального движения республики подняла Венера НИГМАТУЛИНА, организовав "Звезды Шакена". Фестиваль тоже был заявлен как полный международный. С пафосом и здесь все оказалось в порядке: красная дорожка перед Дворцом Республики, толпы студентов и школьников, пронзительные спичи ведущих. Главной целью фестиваля стало "показать и рассказать гостям фестиваля, что казахстанский кинематограф - это явление, насчитывающее собственную многолетнюю историю и имеющее славные традиции". По-хорошему о кинематографе должен рассказывать сам кинематограф, но тут у нас вышла накладка, которую очень хорошо иллюстрирует история с фильмом Серика АПРЫМОВА "Аксуат" 1997 года выпуска. Фильм получил приз на фестивале "Евразия" в 1998-м, однако, видимо, за пять лет еще лучше настоялся и взял статуэтку на "Звездах Шакена" в 2003-м.

Такой кинематограф, без сомнения, заслуживал того, чтобы о нем рассказать всему миру.

Смена курса

Не успели "Звезды Шакена" как следует опериться, как власти решили, что рассказывать о кинематографе следует с большим размахом, и в 2005 году реанимировали фестиваль "Евразия". И как давай рассказывать на два миллиона бюджетных долларов в год! За три года рассказали все, что думали, Жан-Клоду Ван ДАММУ, Кэри Хироюке ТАГАВЕ, Катрин ДЕНЕВ, Жерару ДЕПАРДЬЕ, Марку Дакаскосу, Стивену СИГАЛУ и другим замечательным гостям.

Сергей Азимов

Надо сказать, что все это время фестиваль пыхтел, сопел, с трудом перешагивая из одного бюджетного года в другой. Каждый раз кто-то в правительстве задумывался, зачем нам нужна "Евразия", и каждый раз руководство "Казахфильма" убеждало, что зачем-то нужна. Однажды глава крупнейшей кинопроизводящей компании страны Сергей АЗИМОВ даже подговорил приглашенного режиссера Тео АНГЕЛОПУЛОСА обратиться со сцены к руководству страны с призывом сохранить фестиваль. Ангелопулос призвать призвал, но тут же по-дружески объяснил, чья это была инициатива.

Вот так, не мытьем, так катаньем, "Евразия" продолжала двигаться. Правда, непонятно куда. Многие специалисты, включая американского продюсера Гэбриела ГРЕНФЕЛДА, задавались вопросом: "А какая цель у вашего фестиваля?", но им никто не отвечал. Тем временем, кстати, "Звезды Шакена" из непонятно чего эволюционировали в форум молодых кинематографистов - симпатичный и осознанный.

Гульнар САРСЕНОВА

Ветром перемен пахнуло в прошлом году, когда гендиректором "Евразии" стала Гульнар САРСЕНОВА - очень успешный кинопродюсер, на счету которой замечательный "Тюльпан" ДВОРЦЕВОГО.

Фестиваль перенесли в Астану (говорили, что только на год, в честь 10-летия столицы) и сменили фокус с международного на центральноазиатский. В результате фестиваль получился пирогом из противоречий: организовали его лучше, но конкурс был совсем никудышный.

Здравствуй, столица!

И вот "Астана". О том, что кинофестиваль получит постоянную прописку в столице, сказал на закрытии прошлогодней "Евразии" министр культуры и информации Мухтар КУЛ-МУХАММЕД. Правда, о смене названия он ничего не сказал. А переименование, в принципе, логично: во всем мире номинативно фестивали связаны с местом проведения: Канны, Берлинале, ММКФ и так далее. Фестиваль пройдет под девизом "Мост между Востоком и Западом". Гендиректор уже не Сарсенова, а Ермек АМАНШАЕВ, президент "Казахфильма". Но дело в том, что люди и название у фестиваля новые, а вопросы все те же.

Ермек АМАНШАЕВ
- У нас будет два конкурса: международный и центральноазиатский, - говорит Аманшаев. - Прибавятся страны Ближнего Востока, мы приглашаем Китай, Турцию, Иран. Плюс, как обычно, внеконкурсная программа. У меня есть надежда, что у нас будут присутствовать руководители Берлинского кинофестиваля в рамках программы "Эхо Берлинале". Планируем организовать показ японской анимации…

Это прекрасно, но скажите, отборщики фильмов уже работают? Или все начнется за месяц до открытия фестиваля?

Арт-директор у нас Гульнар АБИКЕЕВА, кроме того, мы пригласили Кирилла РАЗЛОГОВА (программный директор ММКФ. - Т. Б. ) в качестве советника. Думаю, активная работа начнется с марта.

В прошлом году новая команда во главе с Гульнар Сарсеновой много говорила о том, что предыдущие фестивали были неправильными. Теперь "Астана", по сути, возвращается к формату традиционной "Евразии". Значит, неправильным был все-таки прошлый форум и на него зря потратили бюджетные средства?

Прошлогодний фестиваль дал старт фестивалю этого года. Продюсеры, режиссеры, сценаристы, с которыми я общался на "Евразии" в прошлом году, были восхищены тем, что для них открылся новый мир центральноазиатского кино. Во-вторых, они были восхищены архитектурой Астаны.

Ну если они восхищались конкурсной программой, вызвавшей у некоторых профессионалов шок, то это больше говорит не о фильмах, а о них самих. Во-вторых, вам не кажется, что архитектура столицы к кинофестивалю имеет весьма опосредованное отношение?

Нет. Проведение кинофестиваля требует привлечения громадных ресурсов, поэтому силами одной дирекции фестиваля здесь не обойтись. На всех крупных кинофестивалях активную поддержку оказывают мэрии городов. Форум неразрывно вплетается в жизнь города, становится его частью. Этого мы и хотим добиться.

Продюсер Гренфелд говорил, что он приезжает на "Евразию" третий раз с конкретными предложениями, но не находит отклика. Возникает вопрос: а зачем нужен фестиваль, если не для налаживания контактов и создания новых проектов?

К совместным проектам нужно относиться очень осторожно. Тем более во время кризиса. У нас есть опыт с фильмом "Улжан" (этническая лента ШЛЕНДОРФА, якобы вызвавшая фурор на Каннском кинофестивале в 2007 году. - Т. Б. ). Его продюсировали французы. Деньги куда-то были перечислены, размыты. И мы до сих пор не можем получить материалы ленты. Фильм сам по себе существует, но нам его не передали.

Каждый фестиваль имеет какую-то цель. Для чего нужна "Астана"?

В этом году мы постараемся собрать сильное жюри из мировых величин кинематографа с тем, чтобы они обозначили какие-то тенденции в развитии киноиндустрии. Если поймем эти тенденции, определим пути дальнейшего развития, будет очень здорово.

Источник: Время
В статье: Астана

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .