119203 Одни говорят, что это высокохудожественное кино, другие придерживаются противоположной точки зрения Культура и шоу-бизнес

Зрители фильма Ермека Турсунова "Келин" разделились на два лагеря

Зрители фильма Ермека Турсунова "Келин" разделились на два лагеря: одни говорят, что это высокохудожественное кино, которое может поднять наш кинематограф на новый уровень, другие придерживаются противоположной точки зрения. Ходят слухи, что представители "Казахфильма" намерены перемонтировать картину, потому что в ней много откровенных сцен. Но Ермек Турсунов намерен защищать свое детище до конца. "Это все равно что позволить отрезать у собственного ребенка ухо", - уверен режиссер.

Ермек Турсунов
"Келин", скорее, относится к тому типу фильмов, которые являются визитной карточкой Казахстана. А именно к философскому кино, прославившему республику на международных кинофестивалях. Уже сейчас режиссер Ермек Турсунов получил приглашения от различных фестивалей.

Эротика по-казахски

Еще до своего появления "Келин" породила много слухов. Говорили, что в дебютной режиссерской работе известного сценариста Ермека Турсунова очень много откровенных сцен. В картине действительно присутствуют элементы эротики. Но режиссер не перешел грань, отделяющую эротику от пошлости. Поэтому многие кинематографисты, посмотревшие фильм, отмечают, что все показанное на экране деликатно, изящно и корректно.

Немая сцена

Главная фишка этой картины - то, что в ней не произносится ни одного слова. Поэтому акцент делается на актерскую игру и динамику. Заставить держать зрителя в напряжении до конца - пожалуй, самая важная задача для авторов. Она решается операторской работой, использованными в картине произведениями ведущего знатока древних музыкальных инструментов Едиля Хусаинова, различными изобразительными средствами, специально подобранными шумами и фоновыми эффектами.

- Молчание иногда бывает выразительнее любого диалога. Я думаю, мы слишком много говорим, а иногда хочется и помолчать, - объясняет Ермек Турсунов. - Во многих фильмах, сериалах актеры прячутся за словами, а тут никуда не скроешься. Нужно уметь показать то, что ты чувствуешь. Я думаю, наши актеры справились с возложенной на них задачей.

Действие фильма разворачивается в доисламский период, когда люди жили в гармонии с природой. Как говорил автор сценария Актан Арым Кубат - это история о том времени, когда наши прапрачувства были очень сильными.

- Наши ценности поменялись, изменился и сам человек. Картина "Келин" очень оптимистическая, ее нельзя назвать трагедией, она жизнеутверждающая, с позитивным посланием. Все, что происходит с нами сейчас, вызывает лишь чувство грусти. Наверное, поэтому мы и обратились именно к тем чувствам, когда мы жили в согласии с природой.

Заветный трофей

В центре повествования судьба девушки, отец которой отдает ее за нелюбимого человека в обмен на хороший калым. Келин попадает в семью, где вместе с мужем живет его мать, эне - хранительница древних традиций и младший брат. Сама Келин пылает страстью к другому - вольнолюбивому охотнику Мергену. За женщину разгорается нешуточная борьба. В итоге Мерген убивает своего соперника. Но Келин переходит по наследству младшему брату супруга - юноше лет 15-16, который еще не успел познать женщину. В финале фильма молодой парень и охотник погибают. А мудрая мать семейства, эне, передает невестке посох, в котором заключены все ее силы. Теперь на Келин возложена почетная миссия продолжить род.

Ермек Турсунов. Фото: www.liter.kz
Круг жизни

По словам Ермека Турсунова, история любого народа фокусируется на его мифологии, которая всегда была богата различными сюжетами. И "Келин" одна из трансформаций древнетюркских легенд о нашем происхождении. В картине очень много символизма, метафор, например, упоминается легенда о том, как волчица вскормила ребенка своим молоком.

Режиссер говорит, что на изучение обрядов эпохи тенгрианства ушло немало времени. Одна из важнейших задач, которую ставил перед собой режиссер, - не просто показать зашифрованный обряд, а донести до зрителя его смысл, глубокую философию. Например, в картине есть эпизод, когда мать рисует на теле мертвого сына некие таинственные знаки. Как объясняет Ермек Турсунов - это карта загробного мира, по которой дух умершего должен уйти туда, где ему будет хорошо.Еще одна из самых интересных сцен фильма - это когда эне чертит вокруг обнаженной Келин круг огня и начинает проводить ее очищение. Круг, разбросанный по всей картине, один из главных символов произведения Ермека Турсунова.

- Колесо времени, жизнь человеческая - это круг. Человек рождается голым и умирает голым, - объясняет Ермек Турсунов. - Он рождается из земли и уходит в землю. Именно поэтому человек и находится в центре круга.

Зверье мое

Интересно и то, что в фильме задействовано очень много представителей дикой природы. Это яки, волки, грифы, филин, мыши и многие другие представители фауны. Всего Ермек Турсунов насчитал около 14 видов животных. Съемки "Келин" проходили в очень тяжелых условиях. Фильм создавался прошлой зимой, а как мы помним, она была очень холодной.

- Все переболели, простыли, на этой картине мы потеряли свое здоровье. Мы жили в Узунагаче, вставали чуть ли не в четыре часа утра и уезжали в горы. Картина создавалась в заповеднике Каскеленского ущелья. При выборе натуры проблем не возникало, мы ходили пешком. А когда начинались съемки, приходилось сталкиваться с рядом сложностей. Например, из-за огромного количества снега не могли проехать машины, приходилось прокладывать дорогу, КамАЗы возили щебенку. Всего же съемочный период длился около двух-трех месяцев.

Кульминацией фильма, наверное, является сход лавины. Эта неумолимая природная стихия забирает двух мужчин, сражающихся за Келин, - юношу и охотника. Женщине же удается спастись. Она должна продолжать род. Как говорит Ермек Турсунов, создавать лавину взрывом помогали сотрудники ЧС. Зимой этого сделать не могли, так как возникала слишком серьезная опасность для всех участников съемочного процесса. Поэтому лавину спустили весной.

- Конечно, на компьютере пришлось кое-что подправить, потому что не хотелось, чтобы актеры на самом деле остались под лавиной, - говорит Ермек Турсунов.

Современность и древность

Несмотря на то, что действие происходит в древние времена, когда жили наши пра-матери, режиссер считает, что фильм современен. "Келин" - картина о силе человеческого духа, о том, как важно сохранять в себе такие качества, как жизнелюбие и жизнестойкость. А еще Ермек Турсунов называет свое творение гимном женщине.

- Существует философия кукушки, обычно бросающей своих детей на произвол судьбы. Когда ее птенец вылупляется в чужом гнезде, он заклевывает всех остальных детенышей, оказавшихся рядом. Вот так проявляется его сила. Это мерзкая позиция, - говорит Ермек Турсунов. - Сила орла же в его жизнелюбии и жизнестойкости. Поэтому в природе побеждает самый стойкий, тот, кто не сгибается и несмотря ни на какие обстоятельства идет дальше.

- Тюркский мир непобедим. Мы выживем, пока у нас есть такие женщины. Я считаю, что самое большое достижение природы - это именно создание представительниц прекрасного пола, на которых и держится наш мир. В основе всего лежит женское начало. Женщина стойкая, ей выпадает больше страданий, чем мужчине. Этот фильм - гимн тюркской женщине, нашим матерям, нашим праматерям.

Кинопирог

Как говорит Турсунов, зрители бывают разные. Кто-то слизывает верхний слой пирога, то есть сюжет, и приходит в негодование от обнаженного тела, появившегося на экране. Кто-то разгадывает символы картины, кто-то понимает главную мысль, заложенную автором.

- Я люблю зрителей, которые добираются хотя бы до середины, - говорит Ермек Турсунов. - Я стараюсь не опускаться до уровня людей, которые уже на пятой минуте восторгаются убийствами, морем крови. Это очень легкий и неблагодарный путь. Я предпочитаю разговаривать с умными людьми. Тем более моя картина не слишком зашифрованная, все человеческие страсти на поверхности: любовь, ненависть, предательство, страх, продолжение рода, желание. Я уже много раз показывал эту картину в разных залах, и мне нравится, как реагируют зрители.

Судьба "Келин" пока остается неизвестной. Говорят, представители "Казахфильма" собираются перемонтировать фильм и, возможно, вырезать все те эпизоды, которые они считают непристойными.

- Экспертный совет из писателей, средний возраст которых достигает 70 лет, озабочен тем, что "Келин" может принести определенный вред. Они считают, что эта картина ни о чем, в ней нет никаких идей, плохая музыка. Мне смешно вступать в дискуссии на таком уровне. А если эти люди ничего не видят и их только задевает голая задница на экране, это не мои проблемы. Картина готова, перемонтировать ее - это все равно что резать по-живому. Для меня фильм как ребенок. Представьте, у вас родился малыш, и у него кривое ухо, вы понесете его к врачу, попытаетесь вылечить. Или откажетесь от своего детища? У моего ребенка может быть косой глаз или кривое ухо. Но я не дам его резать. Такова моя позиция, и я не изменю ее.

Вся эта история напоминает времена Советского Союза, когда цензоры стремились заставить автора убрать из фильма сцены, которые противоречили их представлениям о морали. На дворе уже 2009 год, а мы до сих пор живем по формуле: "В Советском Союзе секса нет". Эту крылатую фразу цитируют до сих пор. А противники "Келин" так и норовят снова повторить: "И у нас в Казахстане секса нет". А в древние времена, когда человек являлся частью природы и вел бесконечную борьбу за выживание, это было просто.

Источник: Экспресс-К

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .