118756 10 лет Валерия тешила себя надеждой на развитие гражданского общества и contemporary art
Культура и шоу-бизнес

Валерия Ибраева уходит с поста центра современного искусства

Надежда - хороший завтрак, но неважный ужин. В 1998 году, когда открывался Центр современного искусства, Валерия ИБРАЕВА тешила себя надеждой на бурное развитие гражданского общества и contemporary art. 10 лет спустя она уходит с поста директора центра, потому что - вы уже поняли - за эту десятилетку пациенту не стало лучше. Пациенту стало все равно.

Все, что нужно для контроля над прошлым, настоящим и будущим, - бесконечная цепь побед над собственной памятью, говорил англичанин Уэллс. 59 лет спустя казахстанец Ербосын МЕЛЬДИБЕКОВ обнаружил замечательные иллюстрации к тезисам писателя на местной почве. Меняется власть, меняются ее монументальные проявления - а людям это все не важно. Люди хотят фотографироваться на фоне памятников. И как бы на память. Хотя как раз с памятью что-то стало.

- В центральном сквере Ташкента стоит шестой памятник на одном и том же месте, - говорит Ибраева. - Кого там только не было - от генерал-губернатора Кауфмана и Сталина до амира Тимура. А вот наши примеры. Сначала на постаменте в Жамбыле стоял Ленин, председатель Совета Народных Комиссаров до 1924 года. Потом его снесли и поставили Рыскулова - заместителя СНК РСФCР с 1926 по 1937 год. Люди также фотографируются у монумента, потому что это символ власти. Кто там стоит, нам все равно. Мы собирались в 1970 году у Калинина и приходим в 2009-м к Абылай хану, всего лишь исполняя традиционный ритуал. Это сколько же надо было косить народ, чтобы от памяти и культуры ничего не осталось?

Заявка на кранты Нам нужна какая-то культурная стратегия. Что мы хотим от культуры? Прославления Астаны и президента или анализа окружающей обстановки? В мире сейчас зачитываются азиатскими авторами - из Афганистана, Пакистана, Индии. Чем ценна такая литература кроме своих бесспорных художественных достоинств? Мгновенной реакцией на события. На 11 сентября, на войну в Ираке, на ближневосточный конфликт. Это логичный отклик творца на то, что его окружает, и в этом, собственно, сила литературы. Так творили Гете, Золя, Уорхолл… У нас этого нет. Писатели в массе своей манипулируют историей, потому что это легче всего делать.Десять лет назад нас действительно грела идея, что мы сможем принести нечто полезное своей стране, создать в ней адекватное, независимое искусство, которое способно разговаривать на одном и том же языке со всем художественным миром. Выросло несколько очень известных ныне художников, они получают большие гонорары, много ездят. Но в глобальном смысле идея создания гражданского общества потерпела крах. В течение последних 5 лет все НПО, которые были созданы в том числе на зарубежные деньги, разваливаются. Закрылись фонд "Муссагет", журналы "Книголюб", "Тамыр". В Караганде работал "Дешт-и-Арт", в Шымкенте что-то пытался сделать Виталий СИМАКОВ. Все заглохло. Что мы вынесем из первых десятилетий независимости? По-хорошему сейчас нужно возвращаться к исходной точке и начинать образовательные проекты. Потому что молодежь не получает должного образования.

Но ведь многие НПО изначально брали финансирование с прицелом отработать деньги, а потом - куда кривая вывезет. Лето прошло, а зима, как всегда, наступила неожиданно?Мой любимый пример. Я беру художественный каталог, в котором есть перечень спонсоров. Художник из Франции - поддержка Минкультуры, американский - культурного фонда США. Казахстанский - фонда "Сорос Казахстан". Мне просто стыдно. При этом я недавно вычитала чудную заметку о том, что "Казреставрация" не освоила средства, выделенные на восстановление мечети и мавзолея султана Бейбарса в Каире и Дамаске. И Счетный комитет рассказывает, что Минкультуры денег девать некуда.

Наше государство придерживается мнения, что культура и искусство создаются где-то наверху. Это абсолютно парадоксальная идея - кроме искусства СССР, такого нигде не было. Художник рождается как обычный человек, генерирует идеи как обычный человек. Ему министр культуры не может вложить какую-то мысль. А у нас все инициативы, идущие снизу, остаются в воздухе. Ольга МАРКОВА в "Муссагете" делала очень важную работу в области литературы. Ее не поддерживали. А вот информация того же Счетного комитета: создание интернет-портала Министерства культуры - 66 миллионов тенге! Это же фантастический бюджет! И кто знает об этом ресурсе, что он дает?

Вы же понимаете, что если государство выделит современным художникам и независимым писателям на прокорм, то их творчество станет таким же актуальным, как ложка к обеду. Ложка - штука чрезвычайно актуальная, но ее используют только для того, чтобы вкусно поесть.Это с одной стороны. С другой - я как-то разговаривала с БУРИБАЕВЫМ, а он тогда занимал пост зам­министра. Я спросила тогда у него, как нам наладить сотрудничество. Он ответил, что министерство открыто и нужно самим сделать шаг вперед. Но руководители в министерстве так часто меняются, что делаешь шаг вперед, а он получается в сторону. И так по кругу. Только что мы проследили, как тот же Бурибаев прошел по всевозможным креслам. Мне кажется, сами чиновники боятся что-то предлагать, потому что не знают, чего надо, и все инициативы строятся по принципу "угодим - не угодим".

Я пыталась разговаривать и с очень многими бизнесменами. У нас до сих пор считается, что искусство - это картинка с хорошим пейзажиком, которая висит на стене. Когда журналисты меня спрашивают: "Ну как там с прекрасным?", я отвечаю: "За прекрасным, пожалуйста, к визажисту". Художники разговаривают со всем миром новым языком. Как, например, наши чиновники, разговаривающие на английском языке и пользующиеся компьютерами. Их же никто не заставляет брать в руки гусиное перо.

Хорошо, закроется этнографический музей, музей Кастеева снесут под государственные нужды или закроются все учреждения культуры разом… Но ведь ничего не изменится. Всем абсолютно по барабану это.То, что люди инертные, - однозначно. Меня пока это волнует. Самое ужасное наступит, когда волноваться по таким поводам не будет никто.

Я была на бизнес-форуме, он произвел на меня очень сильное впечатление. Секции макро - и микроэкономики просто блестящие! Потом я попала в секцию культуры. Это было ужасно. Все говорят: дайте нам деньги, и все будет хорошо. Но нужны не деньги, нужна глобальная постановка вопросов: нужна ли нам культура? Если нужна, то зачем и каким образом добиваться намеченных целей?

Источник: Время

Заметили ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter или Cmnd+Enter


Ваша реакция

Спасибо за ваше мнение

Вы уже голосовали

Читайте также


Комментарии 0

Содержание комментариев к новостям не имеет никакого отношения к редакционной политике NUR.KZ. Мы не несем ответственность за форму и характер выставляемых комментариев. Просьба соблюдать установленные правила .