Выйти
KZ

В горах Тянь-Шаня ученые обнаружили древние острова исчезнувшего океана

Рассказать в Telegram Расcказать Вконтакте

Ученые под руководством сибирского геолога Инны Сафоновой обнаружили в горах Тянь-Шаня фрагменты древних островов исчезнувшего в далеком прошлом океана; по своей природе острова близки к современным Гавайским, сообщает РИА Новости со сcылкой на пресс-службу Новосибирского госуниверситета (НГУ).

Результаты исследования международного коллектива ученых, среди которых представители России, Германии, Великобритании и Японии опубликованы в авторитетном научном журнале Gondwana Research.

Инна Сафонова — старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной геохимии и петрологии мантии Земли Геолого-геофизического факультета НГУ и лаборатории магматизма и рудообразования Института геологии и минералогии СО РАН.

В пресс-службе пояснили, что споры о времени существования океана на месте сегодняшнего Тянь-Шаня и его размерах ведутся среди геологов давно.

Сейчас ученые считают, что когда-то Туркестанский (Южно Тянь-Шаньский) палеоокеан (или палеоморе) находился между Казахстанским и Таримским палео-континентами, которые теперь входят в состав единого Евроазиатского континента.

"Мы нашли в горных системах южного Тянь-Шаня (Киргизия) фрагменты океанических островов. Речь идет не просто об океанических породах, которые в прошлом находились на дне океана — в таком случае действительно возможно разночтение: глубокое-глубокое окраинное море или океан? Однако мы нашли именно фрагменты океанических островов и по различным признакам смогли установить их возраст.

Оказалось, что это — цепочка вулканических островов, существовавшая весь девонский период: от 415 до 360 миллиона лет, то есть около 55 миллионов лет. Это очень много!", — приводятся в сообщении слова Сафоновой.

Исследователь подчеркнула, что речь идет о цепочке островов, которые по структуре, составу и возрастному диапазону очень похожи на самый известный в мире объект внутриплитного (то есть проявленного в середине океана) океанического вулканизма – Гавайские острова.

По расчетам ученых, древний Туркестанский океан по величине можно сравнить с современным Индийским.

По данным ученых, древний океан по мере движения навстречу друг другу ограничивающих его континентов "закрывался" и в итоге исчез совсем. В месте столкновения континентов образовались горы вместе с которыми поднялись и небольшие участки древнего океана.