Top.Mail.Ru
Семья

Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Рекомендательное письмо студенту в зарубежный вуз: правила составления

Опубликовано:

Человек за столом пишет ручкой на бумаге
Человек заполняет форму: UnPlash / Зеленый хамелеон

В зарубежных вузах среди перечня документов есть и рекомендательное письмо от преподавателя. Для приемной коллегии это важный документ, который может сыграть решающую роль в судьбе абитуриента. Отнеситесь к оформлению рекомендательного письма со всей серьезностью и разберитесь, как правильно его писать.

Что такое рекомендательное письмо, его виды

Для поступления в иностранный вуз нужно пройти конкурс. Не менее 10% баллов может принести рекомендательное письмо от преподавателя. Если оно правильно составлено и убедительно написано, то может стать завершающим штрихом в портрете победителя.

Рекомендательное письмо — это документ, в котором его автор дает оценку качествам, возможностям и характеристикам соискателя, уточняет, насколько он подходит для выполнения той или иной деятельности (в данном случае для учебы в зарубежном вузе). Его пишут по запросу, как отмечает лингвист Татьяна Канеева.

Задача рекомендательного письма — дать честную и развернутую характеристику личных и профессиональных качеств человека, его потенциала. Прочитав письмо, комиссия делает вывод, подходит ли этот человек. Если предстоит выбирать между несколькими кандидатами, то при остальных равных условиях выбор падет на абитуриента с правильно написанной рекомендацией.

Кто имеет право писать рекомендательное письмо? Обычно вузы запрашивают 2–3 рекомендации. Прежде всего важна оценка будущего слушателя его предыдущими преподавателями. Весомым аргументом будет научная степень и звание преподавателя, его статьи в международных изданиях, по которым его могут знать за рубежом.

Кроме преподавателя, написать письмо могут коллеги по работе, работодатель. Это важно для тех, кто поступает на программу MBA. Если речь идет о школе, рекомендацию может дать классный руководитель, педагог, учивший несколько лет. Не стоит обращаться к директору школы, который не знает ученика. В данном случае более важен личностный подход и долгое общение, нежели должность.

Рекомендации широко распространены за рубежом, но это непривычный формат для казахстанской системы образования. Поэтому преподаватель может предложить абитуриенту написать рекомендацию самостоятельно, а он потом подпишет. Это не лучший вариант. Поработайте над составлением рекомендации вместе, учитывая правила написания такого письма.

Какие бывают виды рекомендательных писем студенту? В зависимости от места получения рекомендательного письма, выделяют следующие его виды:

  • В зарубежный вуз. Рекомендацию пишут на английском языке от преподавателя профильного предмета с акцентом, почему студент заслуживает право учиться в этом вузе по выбранной специальности.
  • В магистратуру. Автор — научный руководитель либо куратор. Больше внимания стоит уделить способности соискателя к анализу, работе с большим объемом информации, научной деятельности, вопросу потенциала. Важно упомянуть о публикациях, участии в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
  • На грант. Может писать преподаватель, научный руководитель, куратор. Акцент делают на уровень знаний, способность к обучению, научные интересы, планы, открытия.
  • На конкурс. Нужно описать, какие личные качества, способности и таланты помогут выиграть.
  • С места практики. Пишет руководитель практики или наставник. Нужно объяснить, где работал студент-стажер, в какой должности, какие обязанности выполнял, чему научился, в чем проявил себя, как работал в коллективе.
Преподаватель набирает текст на ноутбуке
Девушка набирает текст на ноутбуке: UnPlash / Кристин Юм

При поступлении в зарубежный вуз рекомендательное письмо — это такой же важный документ, как аттестат или диплом. При одинаковом количестве баллов примут того студента, чьи рекомендации будут более убедительными.

Как составить рекомендательное письмо

Несмотря на произвольный характер изложения, ходатайство имеет четкую композицию и определенные требования к содержанию. Приступая к написанию рекомендации, обратите внимание на советы и правила изложения:

  1. Пишите в деловом стиле, без лишних эмоций и метафор. При этом не пишите шаблонно и нейтрально, общими фразами, которыми можно охарактеризовать многих людей.
  2. Приводите примеры-доказательства того, о чем говорите. Избегайте лести.
  3. Акцентируйте внимание на позитивных качествах кандидата, особенно на тех, которые важны для обучения на конкретной программе.
  4. Не расписывайте данные об успеваемости, эти сведения есть в аттестате или дипломе.
  5. Рекомендация не должна занимать более двух страниц, но и не быть слишком короткой.

Как написать рекомендательное письмо студенту? Письмо состоит из четырех компонентов: вступление, характеристика научных и профессиональных достижений студента, характеристика личных качеств, заключение (вывод).

Вступление

Во вступлении автор письма указывает фамилию, имя, отчество студента, где он учился и в какое время. Объясняет, при каких обстоятельствах и как долго он был знаком с человеком, для которого пишет рекомендацию.

Научные и профессиональные достижения

Далее следует характеристика студента с точки зрения его научной и профессиональной деятельности. Автор письма:

  1. Оценивает интеллектуальные данные студента, его способности, целеустремленность, организованность.
  2. Отмечает исключительные способности кандидата и объясняет, в чем они проявляются: жажда экспериментов, аналитическое мышление, нестандартный творческий подход.
  3. Рассказывает о достижениях студента в науке и профессии: как прошла стажировка, какие есть публикации, грамоты, патенты, в каких конкурсах, олимпиадах, международных программах принимал участие и с каким результатом.

Это должна быть оценка научных и профессиональных качеств, а не сухая констатация фактов. Текст, лишенный убедительности, аргументов — набор букв, пустышка, уверен автор книги «Тексты, которым верят. Коротко, понятно, позитивно» Петр Панда.

Оценка личных качеств

Жизненный путь — форма развития личностных свойств человека, пишет Вячеслав Бодров в книге «Психология профессиональной пригодности». В работе важны личные качества человека, которые влияют на профессиональную деятельность. В этой части:

  1. Опишите яркие качества личности, например, коммуникативность, доброжелательность, умение работать в команде.
  2. Расскажите, насколько сильна мотивация студента приобретать новые знания, формировать навыки и умения.
  3. Сделайте вывод: не остановится ли он на достигнутом, будет ли заниматься научной деятельностью, повышать квалификацию.

Личные качества человека оказывают прямое влияние на учебу, работу и другие сферы жизни. Поэтому без их характеристики рекомендательное письмо будет неполным.

Студент листает книгу
Студент листает книгу: Pixabay

Заключение

Автор письма делает выводы, почему студента стоит принять на запрашиваемую им программу. Указывает, что при необходимости готов дать дополнительные сведения в ответ на запрос вуза. Оставляет данные о себе: адрес, телефон, электронную почту. В конце ставит подпись и дату.

Составляя рекомендательное письмо, придерживайтесь максимальной объективности и честности. Не переоценивайте способности и возможности студента.

Чтобы рекомендательное письмо дало путевку в жизнь, отнеситесь к его составлению и оформлению с должным вниманием. Придерживайтесь советов и требований к композиции и стилю изложения, тогда рекомендация обязательно сыграет положительную роль.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1720647-rekomendatelnoe-pismo-studentu-ot-prepodavatela-v-vuz-za-rubezom-kak-pisat/

pixel